Связанное с историей и значением праздника. Значение праздников в жизни людей

В России отмечаются государственные, профессиональные, международные, народные, церковные (православные), необычные праздники.

Наиболее важные даты:

  • Новый год
  • Рождество
  • День защитника Отечества
  • Международный женский день
  • Праздник Весны и Труда
  • День Победы
  • День России
  • День народного единства

Государственные праздники России провозглашаются в честь знаменательного исторического события в жизни страны. Они устанавливаются указом президента РФ. Некоторые из них объявляются выходными днями. Нерабочие праздничные даты перечислены в ст. 112 Трудового кодекса России. В эти дни проводятся официальные торжественные мероприятия, поднимается государственный флаг.

Профессиональные праздники России устанавливаются в знак признания заслуг специалистов разных сфер деятельности. Большинство из них закрепляется указом президента страны либо другим нормативным актом и отмечается на государственном уровне. Некоторые носят неофициальный характер.

Международные праздники имеют общемировое значение. Они отмечаются по всей планете. Устанавливаются международными организациями: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.

Церковные (православные) праздники - дни воспоминания священных событий из жизни Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи или почитания памяти святых.

Народные праздники - духовное наследие предков. Большинство из них связано с событиями церковного календаря. Некоторые возникли во времена язычества. Народные праздники имеют богатые интересные традиции, обычаи и приметы.

Необычные праздники - события, которые отличаются оригинальностью: посвящены изобретениям, забавным предметам, сказочным персонажам и т.п.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Алекса Дарья Викторовна

студентка 3 курса, кафедра всеобщей истории АлтГПА, г. Барнаул

Щёглова Татьяна Кирилловна

научный руководитель, доктор ист. наук, профессор АлтГПА, г. Барнаул

В настоящее время многие из нас даже не задумываются о значении присутствия в своей жизни праздников, поэтому необходимо было исследовать, каково значении торжеств в судьбах как народа в целом, так и для отдельного человека в прошлом и настоящем времени. Сейчас наиболее острой стала рассматриваемая проблема, так как происходит с одной стороны постепенный отход от старых советских праздников к новым, а с другой стремительный, например, ведение Дня народного единства - 4 ноября или «большие зимние каникулы» после Нового года. На взгляд автора является важным показать влияние праздников на сознание людей, на их жизнь, какое влияние оказывала политическая идеология на торжества и выявление место религиозных праздников в жизни людей и так как мы живет в век глобализации, то какое влияние оказывают зарубежные праздники.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, воспитывали детей… их отличительная черта, была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая удобная одежда, замкнутость досуга.

Будням противопоставлялись праздники - время отдыха, веселья, радости, ощущение полноты жизни. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести к хаосу и гибели мира, по народным представлениям. Праздники и церемонии конструируют жизнь человека. Они подхватывают его и момент рождения и посвящают в полновесные члены общества. Праздник приподнимает над обыденностью и ставит в точку единение прошлого, настоящего и будущего. Ежегодное празднование события придает ему важность на уровне вечности.

Праздник - это общение по поводу изобилия и веселья, утверждающий победу гармонии над хаосом. Праздник - это всегда порыв в утопию, он уравновешивает и нейтрализует бури и несчастья.

Эпоха Петра Iстала временем рождения в России гражданских праздников. Среди них можно назвать празднество встречи Нового года (в ночь на 1 января), в честь победы русского оружия, морского и сухопутного. Их роль заключается в воспитании у людей чувства патриотизма, любви к императору, в укреплении боевого духа армии, в приобщении к европейской культуре. «Прорубив окно в Европу» в русскую культуру потекли западные традиции. Многие говорили: а не загнал ли великий государь страну в европейский угол? Твердо на этот вопрос ответит нельзя и по сей день. С оной стороны, это несомненно, обратило русскому культуру, внесло в нее новое дыхание, а с другой - со времени России начала терять свою самобытность.

Многие русские праздники оказались не востребованы народом, их вытеснили новые иностранные торжества. Например, день Святого Валентина или День всех Влюбленных, на который принято, дарит валентинки, и признаваться в любви, охотно празднует современная молодежь. Только с 2008 года был установлен аналогичный праздник в России - День Петра и Февронии. Именно она были первыми влюбленными на Руси. О любви крестьянской девушки и князя повествует нам «Повесть о Петре и Февронии». Во время средневековья зазвучала тема всепобеждающей любви как высокого человеческого чувства, преодолевающего социальные преграды и наделенного чудодейственной силой. В XIX веке было много праздников, связанных с православной церкви, на которые влияла политическая идеология. Праздники проводились в честь значительных событий священной истории, особо чтимых святых, чудотворных икон. Церковные праздники, с их пышностью, яркостью, торжественностью богослужения должны были укреплять веру людей в Бога и память о святых угодниках. В тоже время с середины 1880-х годов Рождество и Пасха стали головной болью для полиции. Рождество и святочные дни были временем наиболее активной циркуляции «политических» слухов в крестьянской среде. В июле 1905 года во время крестного хода в Шуе по случаю Ильина дня большевики, по предложению М. Фрунзе, встали среди верующих и разбросали около тысячи листовок. Полиция ничего не могла предпринять, опасаясь оскорбить чувства верующих. Традиционный порядок религиозной жизни учитывался и, по сути, эксплуатировался революционерами пропагандистами. Они использовали народный уклад жизни привычки в своих интересах. Местные власти и церковь были бессильны перед такой тактикой бунтовщиков.

Время обратиться к первым советским праздникам, установленным новой власть в память о знаменательных датах борьбы пролетариата с буржуазией.

На них как и на праздники царского периода влияла идеология, устанавливаемая в государстве.

Первые советские праздники

В 1918 году диктатура победившего пролетариата установила декретом свои государственные праздники. Их первый комплект так отличался от сегодняшнего, что сравнение вселяет даже некоторый оптимизм: первые советские праздники скорее имеют отношение к смерти, чем к жизни.

1 мая – годовщина разогнанного в Чикаго митинга анархистов, требовавших сокращение рабочего дня до 8 часов.

Символы и обряды

Символика и обряды советского праздника складывались постепенно. Сразу после революции начался поиск форма празднования.

Торжественные марши с красными флагами отличались тем, что люди двигались строго вперед, никогда по кругу. Это символизировала дорогу в светлое будущему, к победе коммунизма.

Политические карнавалы, массовые действа, живые конструкции из пионеров, имитирующих производственное движение.

Постепенно, к концу 1920-х гг., стали входить методики и разъяснения о необходимости придания праздникам торжественного и сдержанного характера. Торжественность – признак стабильности.

Искупительная жертва

Великая победа в Отечественной войне до последнего времени казалось неопровержимым единственным успехом в иллюзорном мире социалистического достижения. Поэтому это был великий праздник – 9 мая, единственный способный объединить и примирить народ в патриотическом созидательном порыве.

По разным причинам советскому режиму стоило ее выдумать – сплачивающая роль Победы и ее празднования того бы стоила. Люди живут с сознанием того, что их жизнь выкуплена у смерти жизнями погибших.

Новый год

1 января оставался рабочим днем до 1947 года, когда заменил в качестве выходного День Победы. В период развитого социализма Новый год, взявший на себя функцию Рождества - семейного праздника торжества, - был единственным совсем неидеологизированным советским праздником.

Восьмое марта.

Самый лирический советский праздник сильно преобразился, а начиналось ведь, как праздник очень официальный и скучно-идеологический… Женский день замечателен тем, что это единственный праздник, сопровождаемый ритуальным переодеванием советского человека. Глава семьи надевал фартук и в компании сыновей неумело готовил еду и убирал квартиру.

День конституции

Что касается Дня конституции, введенного в 1936 году, то праздник этот оказался бродячим: то 5 декабря, то 7 октября, то 12 декабря, в конце концов, не стал ничем, кроме дополнительного выходного с небольшой идеологической накачкой.

Православные праздники

Православные праздники сохранили себя и в период советской власти, хотя празднование их не одобрялось властью, церковь еще в 1918 году была отделила от государства. Государство находило иных пути влияние на сознание людей, исключая религию.

Самым главным праздником считалась Пасха. Все церковные праздники делятся на несколько групп в зависимости от значимости для верующего людей.

К великим праздникам относились Рождество, Пасха и Троица. Они назывались Господскими, поскольку связаны с событиями из жизни Иисуса Христа. Кроме них существует Богородичные праздники. Вместе с другими они составляют годовой круг - 12 главных праздников. Такие праздники назывались двунадесятые и отмечались 2-3 дня.

Праздники могли быть подвижными и неподвижными. Многое зависит от дня Пасхи, который каждый год приходился на разное число. Соответственно менялись и дни, на которые попадали праздники. Но большинство являются неподвижными, так как бывают в один и тот же день года.

Малые праздники (полупраздники) устраивались в память святых покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память месточтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. Малыми праздниками считались также кануны больших праздников, например, Сочельники, воскресенье перед Масленицей. Маслеными считались и мужские и женские сборища: никольщины, моргосья.

Праздником в России считалось воскресенье, наступавшее через 6 дней. Он был принят как день отдыха еще древними славянами.

Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось, как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений. В русском быту существовали семейные праздники: именины, семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни родственников.

Общинные праздники длились несколько дней. Многие из них справлялись предпраздником и попразднеством. Предпраздник был необходим для создания у людей определенного психологического настроя на праздник. Попразднеством решало задачу выведения человека из праздничной гульбы в будничную, повседневную жизнь.

В некоторых населенных пунктах отмечали собственные «заветные» праздники. Их день устанавливали «по обещанию», в зависимости от местных преданий. Чаще всего праздник устраивался в честь того святого, с которым связывали предотвращение каких-либо бедствий - эпидемий, засухи, пожара, падежа скота.

Русские люди считали, что любой праздник требует к себе уважение. Оно выражалось в прекращении всех работ, в состоянии полной праздности людей - «День свят - все дела спят», в заботе о внешнем виде деревни и собственного дома, в стремлении людей быть красивыми и нарядными, в желании сделать общение более приятным и радостным. Работа в праздник считалась грехом, неуважением к Богу и святым, а грязная или заваленная снегом деревня, неухоженный дом, плохо одеты люди - неуважением к празднику.

Праздники играли большую социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, живших в одном селе, деревне, городском квартале. Праздник, на который сходилась вся ближняя и дальняя родня, способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи. Праздник нес определенное образовательное значение. Общение позволяло узнавать новости, обмениваться впечатлениями, получать знания о далеких странах и народах. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина или ремесленника. Он отвлекал людей от будничных забот, семейных неприятностей, жизненных трудностей.

Что касается влияния политической идеологии на праздники, то иногда, хорошо спланированный праздничный конвейер внезапно обнажает грозный каркас тоталитарных устремлений, неистовой тяги государства к самосохранению. Государственная машина тяготеет упразднению истории как возможности собственной эволюции.

Чем жестче форма правления в государстве, тем более регламентированы и массовы празднества. У любого народа огромное количество разнообразных праздников. И лишь некоторые из них государство привечает и делает официальными. Государство, сложившееся насильственным путем, праздники себе назначает. Национальный набор нерабочих дней - срез данного общества.

Список литературы:

  1. Евлахова А. «Смутное время: предание и факты»// Власть. -2004 г. - № 4. -162 с.
  2. Иванов Ю. «Эх, загулял…»// Родина. -2005 г. -№ 5. -97 с.
  3. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. – М.: Флинта: Наука, 2000 г. -368 с.
  4. Кураев А. «Что празднуем?»// Труд. -2004 г. -№ 9. -24 с.
  5. Митрохина О. «Скажи мне, что ты празднуешь…»// История. -2002 г. -№ 6.-89 с.
  6. Назаров В. «Злоключение одной российской даты»// Вокруг света. -2005 г. -№ 8 -154 с.
  7. Руднев В. Советские праздники и ритуалы. – Л.: Лен.издат., 1979 г. -189 с.

Каждая душа празднику рада. Так говорит одна из самых известных русских пословиц! И действительно, давайте проследим, с каким трепетом, с каким уважением и почтением русский народ относится к праздникам. С каким размахом и широтой души отмечают национальные праздники россияне.

А все ли государственные праздники России вы знаете? В этой статье я приведу вам список государственных и

1 января. Изначально, со времени введения христианской религии, летоисчисление начиналось с марта месяца или со Светлой Пасхи. В 1942 году при царствовании Иоанна III летоисчисление начали считать с 1-го сентября. В декабре 1699 года царский дьяк объявил людям о том, что царь желает в знак начала нового 100-летия после молебного пения и благодарения Бога, чтобы весь народ украсил большие проезжие улицы, дома знатных особ деревьями сосновых и еловых пород до 1 января. И чтобы украшения оставались на своих местах вплоть до 7 января. января нужно считать самым началом Нового года.

Новогодние обычаи прижились у народа достаточно быстро, с течением времени лишь добавлялись новые.

7 января. Самый важный праздник для каждого православного христианина, если рассматривать государственные праздники России.

Празднуется это торжество в январскую ночь с 6-го на 7-е. До 1918 года праздник считался более важным, чем новогодний. Но при власти советов государственные праздники России поменялись местами по значимости. Советский Союз в то время стал единственным государством, в котором Новый год в стране впитал в себя атрибутику Рождества Христова, оставаясь при этом национальным праздником.

В последние годы Российской истории всё больше людей посещает церкви и храмы 7 января, вспоминает именно религиозный смысл праздника.

23 февраля. День воинской славы Российской Федерации или В этот день обычно принято выражать свои поздравления всей мужской половине страны. А вот изначально государственные праздники России не включали в свои ряды день всех мужчин, а 23 февраля являлось днем рождения Советской Красной Армии, иначе - День Рождения Военно-Морского флота.

8 марта. Международный день всей прекрасной половины человечества. Национальные праздники России включают в себя этот день с 1914 года.

Праздник посвящен победе над фашистской Германией и немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне. В данный день в России проходят многочисленные парады, главным из которых является парад на Красной Площади в Москве. Чествуют и выражают слова благодарности ветеранам и участникам боевых действий с 1943 года.

12 июня - день России. В этот день в стране была принята Декларация о независимости Российской Федерации, о ее суверенитете. До 2002 года праздник носил название «день независимости». Он является одним из самых свежих или молодых национальных памятных дней. В 1994 году Ельцин Б. Н. включает в число государственных праздников 12 июня, а несколько позднее, в 2001 году, Путин В. В. переименовывает праздник по случаю принятия декларации, поясняя, что с этого важнейшего документа начинается отсчет новой истории России.

4 ноября. День воинской славы единения русского народа. Праздник посвящен такому событию, как освобождение Москвы в 1812 году от польских интервентов.

Список национальных праздников гораздо больше, чем список государственных, т.к. помимо значимых дат для истории страны, он содержит и другие.

Вообще, государственные праздники в России очень важны для каждого жителя страны, абсолютно каждый вкладывает в определенный праздник свой смысл и придает свое значение. Пока жива история России, жива сама страна и ее народ!

  • Развивающие занятия по изобразительной деятельности для детей.
  • Мастер -классы по рисованию с поэтапными фото и подробным описанием процесса работы. Рисование и раскраски онлайн
  • Художественные и строительные работы. Дизайнерские решения на любой вкус (дача, квартира, офис)

  • 8-900-998-43-78

Славянский кологод, солярные праздники, их значение, проведение, обряды

В Лето 7208 (1700 год н.э.) наш древний календарь был запрещён Петром Первым, издавшим указ об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях. Он ввёл западноевропейский календарь от Рождества Христова, украв этим у народа 5508 лет Великого Наследия.

В основу летосчисления славян, с приходом христианства, был положен пришедший к нам через Византию юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев. Вместе с календарём с продолжительностью года в 365,25 суток вошла в употребление и византийская мировая эра, в которой сотворение мира относилось к 5508 году до н.э.. Однако полностью счёт времени, употреблявшийся в Византии, принят не был. В Царьграде год начинался 1 сентября, в наших же летописях, в течение нескольких веков, начало года приходилось на весну, на 1 марта, с появлением новой Луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию.

Славяне строили свою жизнь и соответственно календарь по солнцу. Вместо солнцестояния, на Руси говорили - солнцеворот или коловорот (коловрат) (Солнце поворачивает на прибыль или на убыль дня).

А год назывался КолоГод или КолоХод. Т. е. круговорот Солнца, которое совершает полный круг жизни, как и человек от рождения до старости и смерти. Цикл движения Солнца отождествлялся с циклом жизни человека.

Основным ориентиром всего календарного цикла являлось солнце и его движение по небосклону. Поэтому все основные праздники тесно связаны, с так называемым Большим и Малым солнечными крестами.

Большой солнечный крест определялся четырьмя основными событиями в движении солнца. Это дни осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Они определяются астрологическим расположением Солнца относительно земли. Эти точки и ознаменовались у славян четырьмя главными праздниками и четырьмя ипостасями Солнца проходящего Большой солнечный крест. Каждая ипостась имела свое название. И Солнцу в каждой ипостаси давалось имя. Как и было принято у людей Солнце в каждой точке проходило своеобразную инициацию и получало новый статус.

Если говорить коротко, то КолоГод в представлении Славян выглядел так

21-22 декабря - Дни зимнего солнцестояния - Ипостась Коляда

Коляда - солнце младенец - начало круга. Закончилась самая длинная ночь в году - ночь Карачуна. Сварог - кузнец ударяет с размаху молотом о каменную твердь и высекает из бел-горюч камня - Алатыря, искру Нового Огня, из которой разгорятся пламя Нового КолаГода. Рождается солнце - младенец - Коляда.

Ярило - это юность. Солнце - юноша. Солнце вступает в новую ипостась. И в это время как в юноше начинает пробуждаться ярая оплодотворяющая сила, так и в этот период природа начинает пробуждаться после зимней спячки. Говорили «Ярило, землю матушку пробуждает - ярой силой оплодотворяет». т.е. зарождается новая жизнь: «Ярило, полю жито родил, людям детей плодил. Где он ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает».

Дажьбог - солнце муж. Его ассоциировали с мужчиной, вошедшим в полную силу. Это время когда в природе все расцветает полным цветом. Юный полный ярой силы Ярило-Солнце справился со своей задачей - зерна дали всходы. Появляется Солнце-муж - Дажьбог. У него другие задачи. Он охраняет, ухаживает за урожаем. Люди завершили все посадки, теперь урожай зависит от погоды и от того как будет греть солнце. Не даст ли засухи, будет ли вовремя дождь. То есть, как и в семье, муж-хозяин и от него многое зависит. И самое главное то, как будет питаться семья весь год.

Хорс - это период начала старения. Плоды собраны и убраны в закрома. Ночи становятся, все длиннее солнце начинает стареть и готовиться уйти на покой. И с этого дня начинает терять силы. Славяне чествовали и благодарили мудрое Солнце-старика Хорса - источник света и тепла, подарившее собранный урожай.

Постепенно время двигалось, ночи становились все длиннее, и вновь подходила самая длинная ночь Карачуна, когда старик-солнце умирал чтоб вновь родиться Колядой. Вот так выглядел в представлении славян КолоГодный цикл - Большой солнечный крест.

Праздники Большого солнечного креста отмечались или в дату солнцеворотов или рядом с ней.


  • С 6 января по 19 января . Двенадцать ночей, которые оканчиваются праздником Водокрес, 19 января. По поверьям, навьи ходят по земле до самого Водокреса, именно поэтому Велесовыми Святками называют 12 ночей до этого праздника.

06 Водосвятие* (Яр-Дана, Турицы Зимние). 12-ый день зимних святок, их окончание.

Малый Водокрес 6 января — первое Водосвятие у славян

14 Вещая седмица. День волхвов. Духовные проводники по просьбе людей смотрят на то, что на роду написано.

Великий Водокрес 19 января — второе Водосвятие у славян

20 Ведание. Гадание на будущее, обращение волхвов к Иномирью.


11-20 Велесовы святки*. Длятся 9 дней.

21 февраля Стриборг Зимний, Весновей
24 Будник (Обретение гнёзд). Птиц зазывают из Ирия. Пекут обрядовые пряники.

21 Новолетие (Яры годы). День побеждает ночь.
24 Ярило Красный* (Великдень Дажбожий). Через три дня после того, как Солнце-дитя стал Солнцем-юношей. Славление весеннего Солнца.
25 Открытие Сварги. Волочильное. Прославление Весны. Запрет на всякую работу.

Праздником считается 25 марта - по поверьям в этот день открываются ворота Сварги и на землю спускается Жива, принося с собой весну.

20/21 марта — празднование Усеня как зари Эос 23 апреля — «Огни Купавы», праздник Усеня как Солнечного бога, убивающего змея.

Первая Русальная неделя: 16-22 апреля

22.04 - 10.05 Красная Гора. Круг праздников с Лельника до Русальиного Великдня (Дня Земли).
22 Лельник. День Богини девической любви - Лели.
23 Ярило Буйный (Вешний). Почтение весеннего Солнца. Освящение воды, колодцев. Юноша Ярило-Солнце наполняет траву силой Неба, люди выгоняют скот пастись, проходит обряд "отмыкания земли".

В этот день так же празднуется День Победы Даждьбога над тёмными силами, которых Кощеи собрали на Леле (в стародавние времена ближайшей к Мидгарду Луне, названной в честь сей Богини, в то время вокруг земли вращалось три Луны). Даждьбог разрушил малую Луну Лелю (имела 7 дней вращения вокруг земли) и уничтожил тёмные силы, которые готовились к захвату Мидгарда (нашей Земли).

30 Радуница, Тризница. Ночь поминовения Богов и Предков.

01 Шума. Дажбог ходить по земле и наполняет все сущее своими силами.
05 Семик. Ярило. Подготовка к Купальским святкам.
06 Окончание Русалий.

Вероятно, чествуют 14 июля, и в честь него разыгрывают скоморошину "Вавила и скоморохи"

16 Начало строгого 9-дневного очищения души и тела.
21 Купальский зачин*. Летнее солнцестояние. Подготовка к празднику, волховские обряды.

23 Ночь на Купалу*. Возжигание Священного Купальского огня, купание, сочетание пар.
24 Купала*. Рождество летнего Солнца. С утра освящение воды, криниц, сбор лекарских трав. На третий день после летнего солнцестояния, когда солнце-юноша становится солнцем-мужем.


20 Перунов день. Моления возле старых дубов - священных Перуновых деревьев. Ритуальные обеды. Освящение воды "перуновыми топориками", плетение дубовых венков и возложение их на головы мужчинам для крепости и здоровья.


22 Летняя Перуница. Почитание молнии, женского проявления Громовержца.
26 Чур. Паликопа. Обряды на соединение огня земного с огнем небесным, роды молятся о сохранении коп жита-пшеницы. Появление в лучах утреннего Солнца или восход звезды Сириус

21 ноября - день Дворового. Празднуют 21 ноября - ОВСЕНЬ БОЛЬШОЙ, НАЧАЛО ПРАЗНИКА КОЛЯДЫ,