Рассказать о реликвии в вашей семье. Интересная история: Это семейная реликвия

Память - основа нравственности, беречь

память - это наш нравственный долг перед

самим собой и потомками. Память - наше

богатство.

Д.С. Лихачев

Многие задаются вопросом: «А что такое реликвия?» Слово реликвия происходит от латинского глагола «оставаться» - это свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. К реликвиям может относиться любой предмет, передаваемый из поколения в поколение.

Но семейная реликвия-это не просто вещь, а ещё и предмет, который может многое рассказать об истории семьи. Хранить семейные реликвии – это замечательная традиция, которая есть во многих семьях, в том числе и нашей.

Вот уже 70 лет бережно и трепетно храним мы в своём архиве фронтовые письма моего прадедушки Соловьёва Василия Кузьмича. Их сохранилось всего 159. Это пожелтевшие, истлевшие от времени листочки, в которых - трагическая судьба молодой советской семьи, ничем не отличающейся от миллионов других, которые были втянуты в пекло войны.

Во время Великой Отечественной войны письма были порой единственной возможностью узнать что-то о близких. По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот их ежегодно доставлялось до 70 миллионов и примерно столько же шло с фронта родным и близким. Солдаты в часы отдыха, а иногда и во время боёв, писали письма на листочке бумаги, а затем складывали их особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты. Это связано не только с нехваткой конвертов, но и с тем, что военной цензуре намного легче было развернуть « треугольник ». Популярным было стихотворение:

Так лети с приветом жарким

На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки,

Фронтовое письмецо!

На письмах и на открытках ставились специальные штемпели: «Проверено цензурой». Пройдут годы, но солдатское письмо, долгожданный гость времен Великой Отечественной войны, навсегда останется в памяти истории нашей страны.

Моя бабушка с душевным трепетом познакомила меня с письмами моего прадедушки. Они очень заинтересовали меня, и я изучила его биографию.

Мой прадедушка родился 15 сентября 1912 года в городе Барнауле. Семья большая – отец, мать, пятеро детей – сыновья.

Время было непростое: революция, гражданская война. Во время гражданской войны погиб их отец. Мама и старшие братья, уже подростки начинают работать и учиться, а младшие учиться в школе – это мой прадедушка и его младший брат. Прадедушка, окончив школу, работает и учится в политехническом институте в Ленинграде. Его призывают в армию с 3-его курса института, направляют на курсы Красных командиров. Наступает время финской войны – прадедушка участвует в этой войне.

В городе Белостоке он начинает свой боевой путь – путь Великой Отечественной войны.

С первых дней и до 1944 года он на передовой позиции, участвует в боях на Ленинградском фронте, на 2-ом Украинском фронте.

Прадедушка был не одиножды ранен и контужен. Когда его направляли в тыл, в госпиталь, то он, не долечиваясь, возвращался к себе в полк. На войне людям очень тяжело: вокруг грязь, боль, кровь, смерть! Но несмотря на это, дедушка всегда находил время написать письмо своей жене и дочери: подбодрить их весёлым словом, успокоить, пообещать, что война скоро закончится и он вернётся. Эти письма помогали бабушке не отчаиваться даже в самые трудные минуты жизни: когда потерялись родственники, когда не хватало еды, и когда от голода умирала семимесячная дочь. Именно

поэтому каждое письмо становилось реликвией и бережно хранилось.

До 1955 года дедушка служил в рядах советской армии, потом вышел на пенсию и переехал в Псков. Работал в профкоме предприятия, был заместителем начальника совета ветеранов Великой Отечественной войны. Он помогал очень многим людям в решении бытовых и жилищных вопросов. И люди были очень благодарны ему.

Я не один раз перечитывала письма моего прадедушки. Они вызывают у меня сильные чувства: чувство гордости за людей, которые выстояли и победили в этой войне, чувство радости – потому что близкие и родные вернулись с фронта живыми, чувство счастья – потому что, несмотря на все трудности, которые пришлось пережить бабушке с дедушкой, им удалось сохранить любовь и бережное отношение друг к другу.

Я обязательно буду дорожить этими письмами, хранить историю своего рода, своей семьи для будущих поколений.

План

1.Старый альбом

2.Снимок с секретом

У нас в семье есть старый альбом. Он большой, обшитый красным бархатом, с черно-белыми фотографиями. Большинство людей на тех снимках мне не знакомо, потому что это мои прабабушки и прадедушки.

Помню, когда бабушка еще была живая, мы часто смотрели этот альбом. Она рассказывала мне о своей жизни. На первой странице альбома фотография вся размытая желтого цвета. Это был мой прадед - молодой и красивый, стоит у танка. А рядом в кармашке почтовый конверт, в форме треугольника. Во время войны все письма так сворачивали и отправляли домой.

Письмо это бабушка часто читала мне вслух, а потом долго плакала. Фото прислал её отец своей семье с войны. Вскоре пришла телеграмма о его смерти. Долго горевала мама моей бабушки и дети. А через полгода пришло письмо с фронта и оказалось, что отец живой. С тех пор эта страница альбома стала особенной в жизни всех нас. Это реликвия, память о нашем предке, о радости жизни.

Семейная реликвия сочинение 5 класс

1.Интересное открытие

2.Мои предки

3.Оберег

Недавно в школе нам задали составить генеалогическое древо. Как же я была удивлена, когда узнала, что предки моей прабабушки были дворянами. У них в подчинении была небольшая деревня и крестьяне. Я даже вести себя стала иначе, после того, как узнал данную информацию, все же происхождение требует.

Чуть позже, мама показала мне еще одну удивительную вещь. Это был резной медальон. Внутри него был маленький камушек. Оказалось, что это не простое украшение. Этот медальон принадлежал моей прабабушкие. Её муж, подарил в день венчания подарок - камушек малахит. А на день рождения первенца медальон. Потом были трудные времена - революция, Первая мировая, раскулачивание, Великая отечественная война.

Провожая мужа на фронт, пробабушка отдала ему медальон и положила в него камушек. К великой радости, глава семейства вернулся домой живым, сохранив медальон. Какое это было счастье для всей семьи. С тех времен повелось, что этот оберег передавался из поколения в поколение.

Я рассматриваю медальон, потемневший от времени, держу в руке камушек и пытаюсь представить, как все это было. Как жили мои предки, как горевали и радовались. Рада, что есть в семье дорогая вещь, память моего рода.

Семейная реликвия сочинение 8 класс

План

1.Загадочный лик

2.Откуда реликвия

3.Еще одно чудо

Приезжая в гости к бабушке, я видела в её доме очень много икон. Однако одна икона особенно выделялась среди других. Нет, она не была в золотой оправе, или выполненная в особой технике, совсем наоборот. Икона это была достаточно старой, судя по её внешнему виду. На небольшой дощечке, которая уже в нескольких местах успела лопнуть, среди оставшихся кусков цветной краски был едва различим лик Господа. Бабушка старалась сохранить её, ставила на самое видное место, украшала цветочками и зажигала рядом с иконой лампадку.

Я спросила, почему такое трепетное отношенее? Оказалось, что икона очень ценная для нашей семьи. Это настоящая реликвия, передовалась из поколения в поколение. Еще давно, в девятнадцатом веке, предки были верующие, иконами благословляли молодоженов. Берегли и почитали святыню. Вера спасала от бед и болезней. Только человек тоже должен потрудиться - не обижать, не ругаться, не красть. Так говорила бабушка моей бабушке, так теперь говорит мне моя бабушка.

Еще был случай - когда бабуля была маленькой, в их доме случился пожар. Сгорело все их имущество, и дом пострадал. Бабушка же от страха спряталась на веранде, она сидела там, не шевелясь, пока взрослые не вытащили её от туда. В руках у неё нашли эту икону. И самое удивительное, что на веранду огонь не перебросился, хотя дверь, разделяющая её и дом, сгорела дотла.

Хорошо, когда есть история семьи, память и почитание. Я точно расскажу такие истории своим детям, пусть ниточка семьи не кончится никогда.

Семейная реликвия сочинение 10 класс

План

1.Традиции каждого дома

2.История

3.Память

У каждого в семье есть свои традиции и обычаи. И главное, в каждом доме можно найти предмет с определенным смыслом для всех жителей этого дома. Мы - не исключение из правил. У нас в зале стоит большой буфет в котором хранится множество посуды. Там стоят хрустальные фужеры, подаренные родителям на новоселье, чайный сервиз, из которого мы с удовольствием пьем чай на семейных праздниках. Еще есть несколько ваз, причудливые фарфоровые подсвечники, украшенные маленькими фигурками ангелочков и многое другое.

Среди всего этого добра можно заметить серебряную чашу, с гравировкой. Внешне она напоминает бокал для вина, однако больше похожа на кубок, из которого пили рыцари или императоры. История этой диковинки довольно интересна, хотя во многом банальна. На свадьбе моих бабушки и дедушки, одна из родственниц предложила проверить в шутливой форме насколько прочен их семейный союз. Для этого нужно было одновременно двоим из этой самой чаши выпить все содержимое. Молодожены ничуть не противились подобному испытанию, кроме того выпили все не пролив не единой капли. Как позже признался дедушка, они немного схитрили, ведь пил только он, а бабушка лишь умело делала правдоподобный вид. С тех пор эта чаша хранилась у них на самом почетном месте.

Когда же пришел черед, выходить замуж моей маме, то по доброй традиции бабуля предложила провести подобный эксперимент. Таким образом, этот «священный любовный Грааль» оказался в нашем буфете. Мои родители же, дожив до своей серебряной свадьбы решили сделать на нем памятную гравировку:«Прочность любовных уз, проверенная временем».

Таким образом, пусть пока лишь в двух поколениях, но эта серебряная чаша стала своеобразной реликвией в нашей семье, причем смысл её хранения достаточно четко изложен в словах гравировки. И я не сомневаюсь, настанет день, когда она будет красоваться в моем буфете, среди другой посуды. Но это будет уже другая история.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Пчелиновская средняя общеобразовательная школа

Тема работы:

«Реликвия моей семьи»

Подготовили работу

Курапова Виолетта, ученица 3 класса, МКОУ Пчелиновская СОШ,

Курапова Тамара Васильевна,

Артюшов Павел Витальевич, ученик 9 класса МКОУ Пчелиновская СОШ,

Артюшова Валентина Александровна.

село Пчелиновка 2013.

План

    Введение ………………………………………………………………...3

    Моё родословное древо…………………………………………………4-5

    Увлечения моих предков……………………………………………...6-7

    Реликвия моей семьи…………………………………………………..8-9

    Заключение……………………………………………………………..10

    Приложения……………………………………………………………..11-13

1. Введение

На одном из уроков по окружающему миру моя учительница Щепотина Ольга Николаевна предложила оформить проект «Моя родословная». Ольга Николаевна объяснила, что для этого нужно собрать материал о своей семье, сделать генеалогическое древо, найти материал о семейных реликвиях, вспомнить традиции семьи.

Я с большим интересом стала расспрашивать своих родных и близких об истории нашей семьи. Выяснилось, что никто до меня этим не занимался.

Передо мною встали вопросы: Кто мы? Откуда мы родом? Какие реликвии хранятся в моей семье? Мне удалось найти ответы на эти вопросы в ходе небольшой исследовательской работы.

Целью моей работы является сбор материала об истории своих предков, составление генеалогического древа моей семьи, описание реликвии моей семьи.

Для достижения поставленной цели мне надо было решить следующие задачи:

Изучить семейный архив, фотоальбомы и собрать необходимый материал;

Провести опрос родных, близких и сделать запись воспоминаний родственников;

Систематизировать данные и составить генеалогическое древо;

Составить описание реликвии.

Каждый человек должен знать, куда уходят его корни, знать и оберегать семейные ценности, традиции, знать ответы на вопросы: Кто мы? Откуда мы родом? Я думаю, что вот этим и определяется актуальность данной темы.

Кто своего рода не знает,
тот сам себя не уважает,
а кто родни стыдится,
тот через это сам срамится.

2. Моё родословное древо.

Почитать и уважать предков, хранить память о них - раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает расти. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания - генеалогия.

В семье я желанный ребенок. Слово семья для меня – это дом… Семья – это папа и мама, бабушки и дедушки, дети и родственники. Это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.

Кем были мои предки? В настоящее время мне удалось немного разобраться лишь с ближайшими родственниками, но я думаю, что в дальнейшем продолжу свою работу.

В составлении генеалогического древа моей семьи мне помогли мои бабушки: Живицкая Екатерина Павловна, Курапова Александра Васильевна и моя прабабушка Жильцова Тамара Дмитриевна. Оформить работу мне помогли моя крёстная Артюшова В.А. и двоюродный брат - Артюшов Павел. В результате проделанной работы у нас получилось вот такое генеалогическое древо:

Как вы понимаете, на этом древе представлены только мои прямые потомки по маминой и папиной линии.Я очень горжусь своими родственниками. Но на этом моя родня не заканчивается, так как у меня есть еще дяди, тети, двоюродные братья и сестры. О них я попробую более подробно узнать попозже, а сейчас мне бы хотелось рассказать вам более подробно о некоторых моих родственниках, судьба которых мне показалась самой интересной.

3. Увлечение моих предков.

Свой рассказ мне хотелось бы начать о моей бабушке. Моя бабушка, Живицкая Екатерина, - мама моей мамы. Я думаю, что у бабушки Кати золотые руки. Она умеет всё. Когда я прихожу домой после школьных занятий, она старается накормить меня и моего брата Пашу чем - то вкусненьким. Бабушка Катя имеет медаль «Победитель социалистического соревнования».

Раньше, когда у бабушки было хорошее зрение, она очень красиво вышивала. Ее изделия можно назвать произведениями искусства. Дома у бабушки есть подзор, праздничная скатерть, наволочки. В красном углу на иконах у неё висят вышитые ею божницы. Конечно же, в наше время это уже не модно и в своих домах мы не используем вышитые вещи, но моя крёстная говорит, что вышитые бабушкой вещи выбрасывать нельзя, так как они для нашей семьи считаются реликвией. Ведь в нашей семье искусство вышивания передается из поколения в поколение. Вышивать в нашей семье умели практически все женщины, вышивали и гладью, и крестиком. Был в нашей семье и свой секрет, например, бабушка Катя вышивала свои работы не мулине, а шерстяными нитками, от того её вышивка бала яркой и броской, а также более долговечной. В нашей семье хранятся не только вещи, вышитые бабушкой Катей, но и вещи, вышитые моими прабабушками (приложение № 1) . Наверное, страсть к рукоделию передается из поколения в поколение. Несмотря на то, что мне всего девять лет и вышивать я не умею, тяга к рукоделию у меня тоже есть. Я увлекаюсь бисероплетением, конечно же, одной мне пока тяжело справиться с проволокой, но мне помогает моя бабушка. И у нас получаются очень неплохие изделия, которые мы дарим родственника, потому что самый лучший подарок тот, который сделан своими руками (приложение № 2) .

В нашей семье есть еще один увлеченный человек. Это мой прапрадедушка Жгельский Павел Семёнович. Дедушка живет в Брянской области, его все уважают за его талант. Он замечательный гармонист. Играть на гармошке дедушка Паша научился еще подростком, был самоучкой. Мелодии подбирал на слух. А когда вырос, то стал первым парнем на деревне, ведь гармонисты тогда были просто нарасхват. Сейчас дедушке 86 лет, у него болят руки, но когда мы, его правнуки, приезжаем в гости, он достает свою гармошку и начинает играть (приложение № 3) . Мы в это время начинаем плясать, а у дедушки начинают по лицу течь слёзы радости. Последний раз, когда мы ездили в гости к дедушке, он решил подарить нам одну из своих гармошек, чтобы она напоминала нам о нем. Гармошка у нас стоит на самом видном месте, и все гости спрашивают, откуда у нас такая замечательная вещь и кому она принадлежит.

Есть в нашем доме еще одна реликвия. Когда-то она принадлежала моей прапрабабушке Бирюковой Агафье Ивановне, потом эта вещь перешла к моей прабабушке Жильцовой Тамаре Дмитриевне. Сейчас прабабушке Тамаре 87 лет, но всю свою жизнь она хранит и бережет костюм своей матери Агафьи Ивановны (приложение № 4). Костюм этот непростой, и о его истории мне бы хотелось рассказать подробнее.

4. Реликвия моей семьи.

Именно народный самотканый пчелиновский костюм и хранится в нашей семье как реликвия. Прабабушка Тамара мне рассказала, что когда-то давно жители села Пчелиновка носили домотканую одежду. Одежду делали из волокон растений, шерсти домашних животных. Наши далекие прабабушки шили одежду даже из крапивы. Но она была очень груба и быстро изнашивалась. А женщинам села Пчелиновка приглянулось другое растение – лен. Льняные ткани отбеливали, красили, отчего одежда становилась краше. Использовали натуральные природные красители. Например, из отвара коры, веток и листьев боярышника получали красную краску. Шелухой лука красили в желтый цвет. Листьями щавеля красили в зеленый цвет, а корнями – в желтый. Бузина давала фиолетовый цвет. Листья и зеленые плоды ореха – коричневый. Цветки зверобоя – желтый. Вот поэтому, наверное, пчелиновский костюм такой яркий (приложение № 5).

Состоит костюм из нескольких частей. Яркая рубаха одевается под сарафан, на неё нашиваются разноцветные ленточки, пуговицы. Затем следует сарафан. Поневы, по словам бабушки Тамары, распространенные во многих районах Воронежской об­ласти, в Пчелиновке не носили. Подол сарафана украшали тесьмой. Самая яркая деталь костюма - запан. Он украшался тесьмой, лента­ми, разноцветными рюшами. Подпоясывались ярким кушаком, он мог быть как зелёного, так и синего цвета. Голову покрывали красным платком с ярким рисунком и кисточками на трех концах. Называли такой платок пчелиновцы «хранцузский» (приложение № 6 )

Шею украшали многочисленными бу­сами или сплетенным из бисера подшейником. У каждой женщины подшейник был со своим неповторимым рисунком. У моей прапрабабушки Агафьи он выглядел очень красиво (приложение № 7)

Буйство красок костюма в сочетании с яркостью делают костюм не­повторимыми. Раньше таких костюмов в нашем селе было много, а сейчас они на вес золота. В свое время фольклорный ансамбль нашего села, который был известен далеко за пределами Воронежской области, выступал в пчелиновских костюмах.

Но время берет своё, из пчелиновского ансамбля в живых в настоящее время осталось не более двух человек. Детям и внукам их костюмы не нужны, и поэтому они их выбросили. У некоторых они пришли в негодность от времени. В настоящее время в нашем селе возрождаются старинные обычаи. Под руководством Козадаевой Т.Н. создан ансамбль «Пчелиновские канарейки». Зрители всегда встречают этот ансамбль бурными аплодисментами. Традиционные песни и яркие костюмами придают артистам особый колорит. Но костюмы у артистов находятся уже в ветхом состоянии. Поэтому костюм, который хранится в нашей семье, действительно можно назвать реликвией. Я постараюсь сберечь его для своих детей и внуков, а может быть и мои правнуки смогут через этот костюм прикоснуться к истории своей малой родины. Надо отметить, что костюм наш не лежит просто так. В свое время мои родные тети Артюшова (Живицкая) В.А. и Живицкая Т.А., учась в Пчелиновской школе были солистками детского фольклорного ансамбля «Селяночка», и выступали они именно в нашем семейном костюме (приложение № 8). Сейчас моя тетя Артюшова В.А. работает в Пчелиновской школе учителем истории и на уроках краеведения, посвященных теме «Народный костюм», она объясняет тему на примере нашего семейного костюма (приложение № 9). .

Заключение.

Многое для меня было тайной. По мере исследования, я узнавала, кем были и чем занимались мои родные, составила семейное древо, изучила семейные реликвии.

Изучение истории своей семьи – это настоящее исследование. Я совершила увлекательное путешествие, как мне показалось, в далекое прошлое.

Воспитание патриотизма начинается в семье со знания истории своего рода. Как говорил известный российский историк В.О.Ключевский, «…изучая предков, мы изучаем себя». «Чтобы любить родину, - писал академик Д.С. Лихачев, - надо знать, за что её любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги».

Я думаю, чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и трагические страницы.

Я горжусь своей семьёй, своими предками, своей родиной.

Я вырасту, мои записи, составленные мной, будут передаваться из поколения в поколение моими детьми, внуками и т.д., значит, память о нашем роде останется бессмертной.

Приложение.



Приложение № 1. Работы моих бабушек.

Приложение № 2. Наши поделки из бисера.

Приложение № 3. Жгельский П.С. с внуком Иваном и правнуком Павлом.

Приложение № 4. Моя прапрабабушка Бирюкова Агафья Ивановна (первая слева) в пчелиновском костюме.

Приложение № 5. Реликвия нашей семьи, пчелиновский костюм.

Приложение № 6. Подшейник из бисера.

Приложение № 7. Платок «хранцузский».

Приложение № 8. Выступление Живицкой Т.А. в пчелиновском костюме.

Приложение № 9. Использование реликвии семьи на уроках

краеведения Артюшовой В.А.

Каждая семья хранит какую-нибудь вещь (а может, и не одну), которая передаётся из поколения в поколение. Старинные часы, фотоаппарат, детская игрушка, столовая посуда, патефон – да мало ли предметов, которые мы храним как память о дорогих сердцу людях. Ведь мы живём, пока цела нить, связывающая прошлое и будущее.

«НП» объявляет о старте конкурса «Семейная реликвия». Условия простые: пришлите в редакцию фотографию семейной ценности (присутствие в кадре домочадцев обязательно) и напишите мини-историю о её происхождении. Победителей конкурса «НП» наградит ценными призами, а их снимки будут опубликованы в газете.

Наш адрес: Ачинск, микрорайон 8, дом 1. Можно воспользоваться электронной почтой: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

От царя до Сталина

Семейная реликвия Елены Поликарповны Носовой – серебряный рубль, отчеканенный в 1913 году в честь 300-летия династии Романовых. Уникальная монета. На одной стороне - герб России, на другой – первый и последний правители семьи Романовых: Михаил Фёдорович и Николай II.

Рассказывает Елена Поликарповна Носова:

Серебряный рубль мне, одиннадцатилетней девчонке, передала мать. Маме монета досталась от отца, моего деда - Прокопия Сергеевича Депутатенко.

Дед со своей большой семьёй жил в деревне Сахапта Назаровского района. У него было восемь дочерей и слепой от рождения сын. В общем, помощников у деда было немного.

Прокопий Сергеевич занимался сельским хозяйством, имел в собственности землю и всё, что необходимо для работы на ней. Дед много трудился, кормил, одевал семью, излишки отвозил в город на рынок. В страду нанимал рабочих. Помимо земледелия, разводил пчёл, держал хорошую пасеку. По-современному, он был фермером, которых в России всё не могут народить.

Размеренную жизнь крестьянской семьи нарушили 1930-е годы. Началось раскулачивание…

Мама мне рассказывала: «К нам в дом пришли вооружённые люди и забрали всё. Отец сидел у окна и молчал. А когда стали вывозить ульи с пчёлами, заплакал».

Дедушку вместе с домочадцами сослали в Томскую область, в тайгу. В 1937 году его арестовали (началась новая волна репрессий) и через некоторое время приговорили к расстрелу. Правду мы узнали из документов красноярской прокуратуры только в 2001 году.

В том же 1937-м был арестован отец (по доносу, как враг народа). Беременная мной мама осталась жить в семье свёкра. Ей тогда было 24 года.

Отец провёл в лагерях 10 лет. Всё это время мы ничего о нём не знали. Но он остался жив (молодость, наверное, помогла) и вернулся домой. Мать дождалась отца, я его увидела, когда мне было почти 10 лет…

…Внучка кулака, дочь врага народа, теперь я живу в новой России. Но мне почему-то не даёт покоя вопрос: что ждёт моего сына и внучек?

Послевоенный материнский капитал

Галина Ивановна Давыденко (это её девичья фамилия) принесла в редакцию два уникальных документа, которыми мог бы гордиться любой музей.

Первый – это красноармейская книжка отца, Ивана Никитича Давыденко. Он владел опасной профессией сапёра. На пожелтевших листах отмечены все военные операции, в которых участвовал фронтовик, и полученные им награды.

Я не стала брать их с собой, медали и ордена хранятся дома, - пояснила Галина. – Берегу для внуков, их у меня две. Живым деда они не видели, только на фотографии. Пусть подрастут и гордятся им, равняются на него.

Второй документ – «Личная книжка матери на получение государственной помощи». Она принадлежала Марии Титовне Кожемякиной – матери Галины Ивановны. У неё, обыкновенной сельской женщины, было семеро детей. Судьба выдалась нелёгкой: в годы войны работала в тылу, поднимала на ноги ребятишек (их на тот момент было трое), ждала мужа с фронта. После войны, в 1946-м году, в семье появился четвёртый ребёнок, тогда женщина и получила эти «корочки». В документе написано, что теперь Марии Титовне положена помощь от государства – 650 рублей, не знаю, много ли это было по тем временам. Своего рода прообраз нынешнего «материнского капитала»!

Бог дал маме прожить до 91-го года, - рассказывает Галина Ивановна. - Я у неё была седьмым ребёнком. Всех нас любила одинаково, обо всех заботилась. Так получилось, что у меня лишь одна дочь. Но я ей строго-настрого наказала беречь память о дедушке и бабушке и передать её сыновьям. Должна же быть какая-то связь поколений!

Готовим по Молоховец

68-летняя Элеонора Демехина принесла в редакцию «НП» известнейшую в нашей стране кулинарную энциклопедию «Подарок молодым хозяйкам», составителем которой является Елена Молоховец. По этой книге готовили несколько поколений российских женщин. На пожелтевшей, истрепавшейся от времени первой странице стоит год издания – 1881-й.

Элеонора Алексеевна объяснила, что раритет ей достался от бабушки, а той, в свою очередь, – от матери. Бабушка была воспитана в институте благородных девиц, поэтому прекрасно готовила и хорошо шила. Интересно, что энциклопедия написана старым, дореволюционным языком, с использованием букв «ижеи» и «ять», но и спустя 130 лет она читается достаточно легко.

И, несмотря на то, что современные хозяйки вряд ли найдут в магазинах такие ингредиенты, как рябчики и каплуны, а продукты мы давно уже не измеряем в фунтах и злотых, книга замечательная. Помимо рецептов традиционной русской кухни и блюд других народов, автор учит экономному ведению домашнего хозяйства, даёт ценные советы, многие из которых пригодятся и сегодня.

– Я редко использую эти рецепты в хозяйстве, разве что делаю по ним квас, – признаётся Элеонора Алексеевна. – Зачем готовить, если сейчас всё продаётся? Но книгу передам своей внучке – пусть тоже хранит её как семейную реликвию.

Бабушкин паспорт

Другой старинной ценностью в доме Элеоноры Алексеевны является паспортная книжка её бабушки Раисы Александровны Озеровой, выданная в 1910 году. Примечательно, что в дореволюционный документ ещё вписывали графу «Вероисповедание». В ней читаем: православная. А в графе «Состояние в браке» женщина числилась в девицах. Удостоверение личности потом заменили в соответствии с советскими стандартами, а эту книжку бабушка оставила на память.

Нашу семью бережёт ладанка

«Во многих семьях передача семейных реликвий от родителей к детям является сложившейся традицией, которая длится веками и служит для того, чтобы память о предках всегда была жива.

В нашей семье хранится иконка-ладанка моего прапрадеда Иоанна Ивановича Сазонова. Вот уже более 100 лет эта реликвия передаётся из поколения в поколение.

Ладанка – охранное средство, которое чаще всего носят на шее. Считалось, что она защищает от всякого зла, от различных болезней. Ладанками назывались мешочки с зашитыми в них корнями магических растений, маком, кожей животных и ладаном. Ими служили и маленькие иконки с изображением святых. Когда Русь принимала крещение, многие сопротивлялись новой вере. Такие люди говорили, что стали христианинами, а сами оставались язычниками и носили змеевеки: с лицевой стороны на нём было изображение святого, а с тыльной – языческого божества.

Постепенно христианская вера закреплялась, и люди стали носить только одно изображение – святого, в которого больше верили. Вот и у моих предков тоже была ладанка с изображением Святой Троицы.

Увидев семейную реликвию, я решила узнать у родственников её историю. По рассказам бабушки, мой прапрадед ходил с ладанкой на Русско-японскую войну. Провожая мужа, прапрабабушка шептала ему, чтобы он не забывал молиться. А ещё – чтобы помнил об иконке-ладанке. Повесила её на грудь, перекрестила и добавила: «Береги её, и святитель тебя сохранит». Бронзовая, чуть больше спичечного коробка, ладанка всегда напоминала прапрадеду, что святитель Николай и Святая Троица где-то рядом, что в самую трудную, смертельную минуту они придут на помощь.

Мой прапрадедушка остался жив и вернулся домой. После войны он женился на девушке Степаниде и у них родилось 13 детей, которых они вырастили и дали образование.

Когда началась Великая Отечественная вой­на, сыновья Иоанна Ивановича ушли на фронт. Родители всем сердцем желали, чтобы они вернулись живыми. Но ладанку отдавать было опасно, т. к. вера в Бога в те времена преследовалась, а сыновья были комсомольцами. Зашить в одежду? Тоже нельзя, потому что при ранении можно было утерять её вместе с обмундированием. На протяжении всей войны бабушка молилась за своих детей, но они ни один не вернулся…

Ладанку передали самой младшей дочери, Федоре – моей прабабушке. Она ухаживала за родителями до конца их жизни и всегда считала, что жизненные силы ей давала именно ладанка. Время было сложное: открыто молиться нельзя, держать в доме православные книги – тоже. Всё, что у неё было – это ладанка.

Мы живём в мирное время и, слава Богу, не знаем ужасов войны. Но мой папа – военный, и часто бывает в различных командировках. Я не знаю, берёт ли он с собой ладанку, но уверена, что он любит свою работу и всегда возвращается домой здоровым и жизнерадостным. И я, и брат, и мама очень любим его.

Когда я беру ладанку в руки, то чувствую, как от неё веет теплом. Святая Троица защищает нашу семью. Всю жизнь, с рождения, наши предки верили в Бога, в Его защиту и спасение, в Его влияние на весь ход жизни. Просили у Творца спасения и благословения для своих близких. И мы, их потомки, мысленно произносим: «Господи, помилуй нас, грешных! Спаси и сохрани!»

Анна Шабанова, ученица 7-го класса Сергеевской средней школы Хабаровского района Хабаровского края».

Молитва для мамы

Галина Ивановна Астапкевич родилась в большой семье. Причём она – седьмой ребёнок, самый младший, который по русской традиции должен оставаться с родителями, чтобы в старости о них заботиться.

Именно поэтому Галине Ивановне досталась материнская икона – Тихвинская Божья матерь. Большой старинный деревянный оклад, обрамление из тонкой позолоченной жести, а под стеклом – цветы из фольги. Удивительно, но краски иконы до сих пор свежи и ярки. Может, потому, что относились к ней настолько трепетно, что дотрагивались единственный раз в году – когда белили дом, и икону нужно было снять:

– Мама бережно протягивала её мне, я ждала, когда будет побелён угол, а потом мама с такой же осторожностью и почтением вешала икону на место.

Галина Ивановна вспоминает: богато не жили никогда, но семья была дружной, сплочённой.

– Когда папе было 30 лет, он ушёл на фронт, и мама постоянно молилась этой иконе. Он служил сапёром, прошёл всю войну и вернулся живой.

Оклад у иконы, судя по всему, разборный, но Галина Ивановна говорит, что не хочет ни разбирать его, ни что-то под ним менять:

– Это всё сделано руками матери. Верёвочка, на которой висит икона, завязана её руками, поэтому я даже не развязываю её.

К иконе прилагается рушник – настоящий, самотканый, льняной, тоже вышитый руками матери.

– Это не просто наша семейная реликвия, которую мы бережём. Эта икона – моя первая помощница. Если бывает трудно, я прислонюсь к ней, помолюсь – и как будто мама рядышком…

«Убёгом» замуж

Я бережно храню многие дорогие сердцу реликвии, оставшиеся от моей мамы, бабушки и даже прабабушки, – говорит Алла Анатольевна Рубан. – Они напоминают о былых временах и людях, которым принадлежали.

Одна из семейных реликвий – бабушкина скатерть. Необычайно красивая: на ажурном фоне шерстяными нитками вытканы красные розы с зелёными листьями. Какое-то время она лежала у неё на круглом столе в горнице, а потом просто в сундуке. Однажды Алла Анатольевна попросила эту скатерть на память: «Уж больно она мне нравится!» С тех пор эта вещь находится у неё.

– Моя бабушка – 1912 года рождения – в 16 лет вышла замуж. «Убёгом», как она говорила – то есть убежала в соседнюю деревню, так как родители не хотели её отдавать за Николая. «Не ровня», – считали они.

Когда она пришла в дом Солодянкиных, свекровь подарила ей эту скатерть. То ли изготовила её специально для невестки, то ли она была у неё раньше… Именно поэтому никто не может сказать точно, сколько ей лет – возможно, около 90. «Не спросила у бабушки, – сожалеет наша читательница. – Не зря существует главное правило в работе над родословной: спрашивай сегодня! Завтра может быть поздно…»

– А ещё всплывает в памяти образ сидящей на пеньке романтической девушки из гипса. Эта статуэтка стояла на том круглом столе, на той самой скатерти. Моей бабушке подарили её на слёте передовиков. Работала она «на саду»: у нас в селе был знатный колхозный сад, где трудился садоводом Павел Жаворонков. Фронтовик, он ходил на протезе, но так умело организовал деятельность, что ехали в наш сад за ягодами и яблоками даже из соседних районов.

Бабушка сажала клубнику «Викторию» гектарами, полола её, собирала ягоды. Я, будучи школьницей, часто ходила ей помогать. Чем больше наберёшь (каждое ведро взвешивала приёмщица), тем больше заработаешь. И ягод наешься!

Потом собирали малину, смородину, а в августе – яблоки. У нас и дома росли все ягоды, яблони, так что даже до 8 Марта умудрялись сохранить их в подполье. Счастливое детство моё прошло в Шушенском районе…

У нас на веранде стоит огромный сундук, в котором можно найти много всяких вещичек из прошлого. Когда мы с внуками добираемся до него, то подолгу рассматриваем их, и тут можно часами рассказывать им о своей молодости и о наших предках. Важно в детстве зародить зерно доброго в души этих маленьких продолжателей рода нашего! Вырастая в атмосфере добра, дети станут добрыми по жизни. А в настоящее время, когда порушены устои морали, это очень важно.

Подарок матери

Маргарита Расходова с ранних лет воспитывалась в детском доме и своей матери, которая умерла в молодости, она не помнит. В 16 лет девочка решила поехать на родину, в одну из деревень юга России, и попробовать найти родственников. Оказалось, что все они к этому времени разъехались по стране. Но Маргарите всё же показали дом, где раньше жила её семья. Женщина-соседка в годах встретила её с распростёртыми объятиями:

Как я тебя ждала! Мать, когда умирала, оставила для тебя кое-что, велела передать, когда станешь взрослой.

Она вынула из комода большой свёрток. В нём было три вещи: вышитая скатерть, икона с окладом и старинная библия.

Скатерть и икону Рита отнесла в ближайшую церковь, а вот Библию оставила себе.

Слава Богу, хорошо. Вышла замуж, родила сына. Пятнадцать лет отработала на глинозёмном комбинате. Есть свое жильё. Муж недавно умер, сейчас живу одна. Очень люблю читать, собрала хорошую библиотеку, но после смерти супруга стала хуже видеть и плохо слышать – любила я его сильно. На днях перебирала книги, а их было больше тысячи, много детективов, и развернула завёрнутую в тряпочку Библию. Издание – конца XIX века, видно, ещё моей бабушке принадлежало. Посмотрела на неё и решила сделать доброе дело – отдала всю библиотеку в дар городской: пусть люди читают!

Сама Библия, как я считаю, помогала мне всю жизнь. Не смейтесь, но я с ней даже разговаривала, спрашивала совета, как у матери. И сейчас живу по заветам этой вечной книги. А она говорит, что один из главных грехов – уныние. Поэтому, несмотря на преклонный возраст и все свои болезни, сохраняю оптимизм и любовь к жизни.

А музыка звучит…

Много лет в нашей семье хранится музыкальный инструмент под названием цит-ра. Я считаю её прабабушкиной (Ида Петровна Рубен, 1898 г.р.). Хотя изначально на цитре играл её свёкор, то есть мой прапрадед, Ян Давыдович Рубен (1854 г.р.).

Ещё в начале XX века он привёз этот инструмент из Латвии, когда во времена столыпинской реформы перебирался со своей семьёй в Сибирь, в деревню Олуга Ачинского района.

Были у нас в роду люди, наделённые музыкальными способностями. Прапрадед Ян играл на цитре, прабабушка Ида – на балалайке. Мой дед, Валентин Теодорович Рубен, был знатным гармонистом – с детских лет он научился играть, и уже в шесть лет попал в Ачинск на конкурс гармонистов. По воспоминаниям прабабушки, когда он был на сцене, его из-за гармошки почти и не видать было. За участие в конкурсе мальчику дали отрез на рубашку – это была радость, запомнившаяся надолго!

Любовь к музыке дед сохранил на протяжении всей жизни, которая оборвалась в 38 лет. Моя бабушка, Эмма Петровна Рубен, вдвоём с прабабушкой поднимали троих детей. Баба Эмма, несмотря на все невзгоды и трудности, сохраняла бодрость духа и весёлый нрав, всегда оставалась доброй и неунывающей и тоже играла на гармошке до конца своей жизни. Любил инструмент и мой папа, правда, до таланта родителей ему было далековато, о чём он очень сожалел: «Неужели исчезнут музыканты из рода? Мы не играем, так может, хоть дети наши будут…» Но и мы не оправдали его надежд. В школьные годы у меня было лёгкое увлечение гармошкой, но оно не вылилось во что-то большее, настоящее. До сих пор могу сыграть только несколько мелодий, которые когда-то подобрала на слух.

Папы не стало два года назад, но думаю, всё же не зря бережно хранится в родительском доме гармонь моего деда. Я не теряю надежды, что хоть у кого-то из троих моих детей проснётся родовой талант к музыке. Это будет лучшей данью памяти нашим предкам!

Вместе с цитрой хранится сборник нот и подшитая нитками нотная тетрадь, в которую пером записаны ноты. Это всё тоже из Латвии. Сохранилась даже печать магазина, в котором был куплен сборник: «Muzik» СARL OBERG Riga, Weber-Strasse, 12».

Обыкновенное чудо

В футляре вместе с цитрой все эти годы хранится бумажная зайчиха. Думаю, она 60-х годов, потому что это – игрушка папиного детства. Немножко потрёпанная полувеком своего существования, она по-прежнему чудесная: как только раскрываю её, сразу вспоминается наше детство, как мы гостили в Олуге у бабы Эммы. Мы, внуки, крайне бережно относились и к цитре, и к зайчихе. Всё, что позволяли себе, это аккуратно развернуть зайчиху и, пока она стоит-красуется, поперебирать струны у цитры, послушать нежное звучание. К слову сказать, на зайчихе указана её цена – 12 копеек.

Ну разве не чудесные были времена? Разве можно сейчас купить кусочек счастья за 12 копеек? А 50 лет назад можно было! Притом счастье настоящее, долгоиграющее – счастливы были мой папа и его сёстры, потом я и мои родные и двоюродные братья и сёстры, а теперь мои дети с горящими глазами смотрят на это чудо. Мечтаю, чтобы и мои внуки через много-много лет смогли увидеть и, главное, понять это самое простое и нужное счастье.

Хотите чаю?

Сахарница и подстаканник - всё с той же Родины моих предков. Только попали они в Сибирь чуть позже, чем цитра. Баба Ида приехала в Олугу в 1908 году, а её сестра Альвина осталась в Латвии. В один из своих визитов в гости она и привезла сахарницу и подстаканник в подарок. На подстаканнике выбита дата: «30/VII/1906». Сахарница, получается, примерно того же времени. На ней изображён вид немецкого города Франкфурт-на-Майне.

Рюмка с протезом

А ещё я бережно храню рюмку с деревянной ножкой и маленькую эмалированную кружечку. По рассказу отца, когда дед уже болел, он смастерил что-то вроде деревообрабатывающего станка. Папа крутил колесо, а дед вытачивал всякие деревянные вещицы. Как-то у рюмки откололась ножка, и дед буквально на следующий день сделал ей взамен деревянную! В итоге, спустя годы, ни одна сестра этой рюмки не уцелела, а эта, с деревянным протезом, цела до сих пор, перенесла переезд из деревни Олуга в село Бычки, а теперь живёт у меня, в Ачинске.

Кружечка – тоже из папиного детства. У тёти Лиды была кружка с изображением смородины, у папы – с Ленинградом, а у тёти Вали, кажется, с грибочком. Приезжая в гости к бабе Эмме, мы, внуки, садясь к столу, всегда старались ухватить себе кружечку именно своего родителя. Проблема была только в том, что, во-первых, кружек всего три, а нас, как я уже говорила, семеро, а во-вторых, независимо от того, чей ты сын или дочь, всем хотелось пить именно из кружки с Ленинградом, потому что она была самая маленькая (в высоту не больше 5 сантиметров). Приходилось организовывать своеобразную очередь – один пьёт утром, другой в обед, следующий вечером.

И напоследок

Пожалуй, хватит о наших реликвиях, их много, и масштаба газетного конкурса просто не хватит, чтобы описать всё, ведь есть ещё вышитые полотенца, наволочки, скатерти, шкатулки, фотографии, письма, мебель, которую делал когда-то мой дед…, да куча всего!

В заключение хочу сказать, что я очень горжусь своими предками, неравнодушна к истории своего рода и хочу, чтобы память обо всём этом сохранилась как можно дольше, чтобы и мои дети знали всё это и ценили. Когда-то, лет десять назад, я начала работу под названием «Моя родо-словная». Мы нашли данные даже о прапрадедах! Теперь в планах – дополнять историю, собирать воспоминания о детстве моих родителей, вписывать события современности. К сожалению, в ежедневных заботах и бытовой круговерти практически не нахожу времени для этого дела, всё только планы, планы… В итоге люди уходят в вечность, а ты потом коришь себя, что всё думал: «Завтра… Потом… Когда-нибудь… Надо расспросить… Записать…»

Спасибо вам ещё раз! Неважно, заинтересует ли кого-то история реликвий нашей семьи, важное уже произошло – я потратила время и добавила в свою работу ещё две страницы. Теперь в ней есть описание и фотографии нескольких памятных вещей и предметов из прошлого, а значит, это уже впечатано в историю и не забудется, не сотрётся из нашей памяти.

Карина Рубен.

«Папина открытка»

В 20 лет мой отец ушёл в армию – служил на Дальнем Востоке, – рассказывает Полина Емельяновна. – 24 октября 1956 года мне исполнилось три года, а 18 ноября пришла эта поздравительная открытка.

Их семья тогда жила в деревне Ольховка Ачинского района. И подобные послания, тем более такие красочные, для деревни были редкостью.

Конечно, в силу возраста у меня не осталось впечатлений от открытки. Зато когда папа Емельян Иванович вернулся из армии, я хорошо помню его бушлат, галифе. А открытку сберегла мама, за что я ей очень благодарна. Теперь она для меня – единственная память об отце.

«Птички какие-то…»

Эту новогоднюю игрушку Тамара Семёновна Емельяненко бережно хранит в серванте и достаёт в редких случаях. Например, на Новый год. Семейная реликвия представляет собой фигурку из папье-маше: гнездо, а в нём сидят взрослые птицы-родители и трое птенцов.

– Шёл первый день 1960 года, – рассказывает Тамара Семёновна. – Парень по имени Анатолий, с которым я дружила, говорит: «У меня есть подарок для тебя». И протягивает эту игрушку Я, честно говоря, отнеслась к ней скептически – ну, думаю, птички какие-то, гнездо… Несерьёзно. А 19 января он сделал мне предложение! И только после этого я поняла, на что он намекал, преподнося такой подарок.

1 января этой игрушке исполнилось 53 года – и столько же времени супруги Емельяненко живут душа в душу:

– У нас две дочери. Трое птенцов, как в том гнезде, не получилось – всю жизнь я отдала народному образованию, 41 год проработав учителем русского языка и литературы.

Тамара Семёновна говорит, что эту романтическую историю предложения руки и сердца хорошо знают внук и внучка. А теперь – и читатели «НП».

Была полным-полна коробочка

Наша читательница Светлана Чихачёва принесла на конкурс «Семейная реликвия» жестяную коробку из-под леденцов-монпансье, которую она бережно хранит уже много лет.

На ней выбито: «Товарищество А. И. Абрикосова и сыновей.
Въ Москвъ». Год расфасовки «монпасеек» – 1882-й.

Женщине эта потемневшая от времени шкатулка досталась от матери, а ей, в свою очередь, от отца Георгия Тимофеевича Киселёва, который в 1888 году родился в Козульке и жил там же.

– Это единственное, что осталось от деда, – призналась читательница. – Поэтому я очень берегу вещицу. А когда узнала, что «НП» проводит такой интересный конкурс, решила поучаствовать. Вы правильно делаете, что уделяете внимание семье, её традициям. Как говорится, у нас есть будущее, пока мы помним своё прошлое.


«Потому что на десять девчонок…»

Лия Григорьевна Грачёва принесла в редакцию серебряные ложки. Причём не чайные, а большие – столовые. И год выпуска – 1862-й. Только подумайте – они были изготовлены всего год спустя после отмены крепостного права, то есть им уже исполнилось 150 лет!

Всего их было шесть штук. В 1903 году, когда моя бабушка в Боготоле выходила замуж, эти столовые предметы ей достались в качестве приданого. А когда мы, три внучки, выходили замуж, бабушка подарила нам по две ложки. Жаль, что в молодости мы не поинтересовались, откуда они у неё взялись.

Зато теперь, наверное, бережно храните?

Что вы, я вовсю ими пользуюсь! И решила не прерывать традицию: подарю их своей внучке, когда она соберётся замуж.

Кроме ложек, Лия Григорьевна принесла и ещё кое-что – старую фотографию. Может, её и не назовёшь реликвией, но нашей героине она очень дорога:

На ней – десять девчонок, в том числе и я. Снимок сделан во время встречи нового 1958 года, когда мы были студентками четвёртого курса Ачинского МТТ. К сожалению, после окончания учебного заведения мы ни разу так и не увиделись. Может, хоть кто-то из девчонок отзовётся, и мы снова вместе встретим 2013-й.

Тёзка на конской ленте

Николай Клавдиевич Завьялов принёс в редакцию редкую икону – Скитской Божьей матери.

Под ней я родился 5 декабря 1937 года. Дело было так. В этот день в стране отмечали первую годовщину сталинской конституции – праздник был всенародный. А мать – рожает. Отец побежал искать врачей, а дед-казак, Антон Финолеевич, встал с этой иконой и держал, пока мать не родила. Когда вернулся отец, я уже вовсю кричал.

А вторая реликвия – большой медальон с образом Николая Чудотворца, сделанный из неизвестного металла. Оказывается, ему больше 200 лет! Николаю Клавдиевичу он достался от деда, а ему в свою очередь – от прадеда, который был участником русско-турецкой войны.

Мой дед служил в армии на протяжении 14 лет. Принимал участие в русско-японской войне. Когда я подрос, он выстрогал из дерева винтовку и саблю, и стал учить меня обращению с оружием. Ещё я занимался строевой подготовкой, поэтому армия для меня была не в тягость.

Когда Николай Клавдиевич уходил на службу, дед хотел, чтобы он надел медальон с тёзкой и даже специально заменил тонкую верёвочку на крепкую ленточку из конской шкуры – чтоб не перетёрся.

Но время было, сами понимаете, советское, меня бы не поняли: комсомолец – и с образом!

Николай Клавдиевич отдал защите Отечества 31 год жизни. Мало того – и сын пошёл по его стопам, он тоже служивый, и тоже уже на пенсии:

Конечно, я обязательно передам этот медальон сыну. Жаль только, что на нём наш казачий род закончился – одни девки пошли! – шутя, сетует ветеран.

В каждой семье есть своя реликвия, то есть вещь, имеющая своё прошлое, которая может рассказать о многом: например о предках семьи, о событиях пережитых этой семьёй. Её передают по наследству из поколения в поколение, т.к. она имеет особое значение. К сожалению, не все знают историю своей семьи или не интересуются прошлым своих родственников. Поэтому многие не знают о своих реликвиях и историю, связанную с ними.

На занятиях по истории мы разговаривали о реликвиях, узнали, какие бывают реликвии, как они хранятся, а самое главное, откуда появляются семейные реликвии и какое значение они имеют.

Мне стало интересно узнать, есть ли реликвия в нашей семье? Какая она, от кого предаётся и кому, историю этой реликвии.

Из рассказов своих родственников, фотографий, я много нового узнала не только про нашу реликвию, но и много про своих предков и их жизнь.

Я очень горжусь тем, что в нашей семье есть такая реликвия и ценю, как бережно наша семья хранит память о наших родственниках. Оказалось, что наша реликвия (кольцо, о котором речь пойдёт позже) оказывала особенное влияние на жизнь моих предков, особенно по женской линии. Наша семейная реликвия - это и моё прошлое и моё будущее. Наши предки умирают, но оставляют нам память и реликвии, которые в семье являются очень важными для будущего поколения.

Многие задаются вопросом: «А что такое реликвия?». Я нашла ответ на этот вопрос. Хранящая в себе ту или иную историю прошлого вещь – это реликвия. Реликвию хранят, почитают и передают из поколения в поколение в государстве, сообществе, семье. Слово «реликвия» произошло от латинского слова, которое переводится как «оставаться». Из «Византийского словаря» я узнала, что это понятие означает: «вещь, свято хранимая как память о прошлом».

Некоторые люди считают, что реликвия имеет значение материальное, но я думаю, что они не правы. Реликвия, прежде всего, имеет духовную ценность, это заключено в написании слова «реликвия». Сразу бросается в глаза корень «лик», что означает «лицо». Получается, что реликвия – это лицо семьи, рода, государства. Получается, что семейная реликвия – это память и лицо семьи.

С семейными реликвиями во всех семьях связаны воспоминания. Как правило, истории о семейной реликвии рассказывают детям родители, в разные периоды жизни в самые значимые и важные.

Поисковая деятельность по сбору информации позволила установить родственные связи нескольких поколении и составить мое родословное древо. (Приложение №1)

Семейная реликвия может представлять собой документы, картины или вещи, которые принадлежат семье или всему роду. В нашей семье тоже есть такая вещь. Это золотое кольцо с рубином, в ажурной золотой каёмочке. Я видела кольцо дома, но не знала о нем ничего. Я стала расспрашивать у своих родных историю появления этого кольца и это оказалась нашей реликвией.

Я узнала, что кольцо передаётся по наследству, из поколения в поколение, но только по женской линии. Предание нашей семьи гласит, что кольцо приносило и приносит удачу только дочерям в нашей семье. Из архива семьи (альбома с фотографиями) я узнала, что кольцо было у прапрабабушки (Евдокии Савельевны Черновой), с которой и началась традиция, связанная с нашей реликвией. Кольцо было передано и принадлежало моей прабабушке, после её совершеннолетия - Нине Федоровне Черновой (Буинцевой).

(Приложение № 2). Она была участником Великой Отечественной войны. Мы каждый год отмечаем этот главный праздник не только как главное событие нашей страны, но и это праздник главный и для нашей семьи тоже. Прабабушка добровольцем пошла на фронт и прошла всю войну. В годы Великой Отечественной войны Нина Фёдоровна была награждена боевыми медалями и орденами. Служила санинструктором военно-полевой службы. Её обязанностью было выносить раненых с поля боя, перевязывать их и отправлять в тыл, в госпиталь.

Однажды, когда она оказывала помощь солдатам, рядом взорвался снаряд и осколок попал ей в ногу. К счастью, прабабушке вовремя пришли на помощь, вынули осколок. Рана быстро заживала и моя прабабушка быстро поправлялась.

Оказалось, что кольцо она всегда держала при себе. После операции ей сказали, что чудом ранение оказалось не смертельным. Кольцо считалось реликвией потому, что оно приносило только хорошее тому, кто владеет этой вещью, особенно женщинам из нашей семьи. Были трудные времена: голод, разруха, но кольцо не продавали, ни при каких обстоятельствах, даже в самых трудных ситуациях в жизни нашей семьи. Кольцо прабабушке было дорого и потому, что оно приносило ей воспоминания о её родных. После ранения она не снимала кольцо очень долго. Через некоторое время она передала кольцо моей бабушке - Людмиле Васильевне Буинцевой. (Приложение № 3) Все главные и важные события, как вспоминала бабушка были благодаря, как все считали и считают до сих пор - нашей реликвия. Она оберегала от тяжёлой болезни, когда бабушка была в больнице. В её семье почти не было горя и несчастья. Семья была дружная и крепкая. Если происходило что- то плохое, (кто–то болел или, какие трудности, особенно у женщин), то обязательно оказывалось, что в это время не было рядом нашей реликвии, т.е. кольца. Когда родилась моя мама - Наталья Валерьевна Кривоногова, то кольцо досталось ей. Моя мама родилась в городе Новосибирске. Работает рентгено-лаборантом компьютерной томографии. Мама мне рассказала, что когда она выходила замуж за папу (Андрей Ильич Кривоногов), то кольцо она надевала обязательно. Мама носит кольцо долгое время и почти его не снимает. В нашей семье всё хорошо. Мама здорова, работает, меня воспитывает. В будущем оно достанется и мне.

Когда я создам свою семью, то тоже, как и мои родные, буду хранить, и беречь нашу реликвию и передам своим дочерям.

В моей семье много традиций, например: по воскресениям только папа готовит завтрак. Каждый Новый год мы наряжаем елку вместе. На летних и зимних каникулах мы уезжаем к друзьям родителей в Бийск. Передавать реликвию по женской линии - одна из традиции. Теперь я могу с уверенностью сказать, что реликвия – это очень важно, как и всё, что связано с памятью о своих предках. Очень важно помнить о своем прошлом, без этого не будет и будущего. Моя реликвия – это прошлое моей семьи. Когда я смотрю на это кольцо, я вспоминаю прабабушку, бабушку, думаю о моей маме, как они жили, как буду жить и я. Существование реликвии дает мне некую опору в жизни, уверенность в благополучном будущем. Я бы очень хотела, что бы это кольцо передавалось всегда и в моей будущей семье. Всё, что мне рассказывали мама и бабушка, я буду рассказывать и своим детям, а они своим. И так эта цепочка тогда не окончится.

Реликвия для меня означает что-то очень загадочное и волшебное, то, что мы бережно храним и почитаем. Не зря реликвия имеет значение «оставаться», значит, остается с нами в настоящем и помогает идти в будущее.

Поисковая деятельность по сбору информации позволила установить родственные связи нескольких поколении и узнать удивительную семейную историю. Проделанная работа обогатила мои знания о личной и общественной жизни членов семьи. Я хочу пожелать, особенно своим сверстникам, если у кого-то ещё нет семейной реликвии, найдите в своей семье вещь, которая особенно дорога вам, и начните изучать историю семьи с неё. Памятные вещи – реликвии - впитают в себя ваше тепло и энергию, а позднее, и энергию ваших потомков. Возможно, в этом и заключается наше бессмертие.

Моя работа помогла мне узнать историю появления моей семейной реликвии. Я узнала, кому она принадлежала и почему. Выявила ценные для людей особенности реликвии. Составила генеалогическое древо своей семьи.

Кривоногова Екатерина, ученица 8 класса, МБОУ СОШ №57

Приложение №1

Приложение № 2

Прабабушка Нина Федоровна

Приложение № 3

Бабушка - Людмила Васильевна
Мама- Наталья Валерьевна
Дедушка – Валерий Германович

Мама Наталья Валерьевна и прадедушка Герман Николаевич


Илья Новгородов – прапрадедушка

Ирина Ильинична - прапрабабушка