Почему отличаются даты православного и католического рождества. Двойное Рождество: почему его празднуют в разные дни

В чем разница между старым и новым стилем? Почему католики и православные празднуют Рождество в разные дни? Многие задавались этими вопросами, но отвечают на них обычно просто – разные календари, и все тут. А что если взять и договориться привести календари в соответствие?

Попробуем разобраться. Действительно ли это принципиально и почему – в материале портала Москва 24.

Фото: Портал мэра и правительства Москвы

На первый взгляд единая дата Рождества сразу бы многое упростила – православные верующие снова как и в дореволюционные годы стали бы отмечать Рождество 25 декабря, им не нужно было бы соблюдать рождественский пост во время Нового года, а иностранным друзьям не пришлось бы каждый раз объяснять, почему мы не празднуем главный христианский праздник со всем остальным миром. На самом деле все не так просто, но для начала придется разобраться в отличиях календарей и во всем том, к чему они в конечном итоге привели.

Юлианский календарь был введен в Римской империи по указу Юлия Цезаря, в честь которого он и был назван, 1 января 45 г. до н.э. До этого год у римлян длился 355 дней, из-за чего периодически вводили дополнительный месяц, чтобы поспевать за тропическим годом – тем реальным отрезком времени, за который солнце завершает цикл смены времен года. По структуре год юлианского календаря выглядит так, как мы к тому привыкли, – 365 дней, каждый четвертый год – високосный. Таким образом, средняя продолжительность года получается 365 ¼ дня. Такой календарный год в отличие от предыдущего стал уже длиннее тропического. Всего на 11 минут и 15 секунд – казалось бы, совсем немного, а каждые 128 лет накапливалось по одному лишнему дню. Из-за этого Рождество постепенно сдвигалось от близости к зимнему солнцестоянию в сторону весны, смещался и день весеннего равноденствия – а от него отсчитывается Пасха. В конечном итоге расхождение календарного времени с реальным сложно было игнорировать. Тогда и возникла необходимость в новом календаре.

Григорианский календарь был введен Папой Римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года – там после этого дня наступило сразу 15 октября. Эта система исчисления времени и получила название нового стиля (а юлианский календарь, соответственно, стал известен как старый стиль). Россия на григорианский календарь не перешла и продолжила жить в юлианском. Так что Рождество у нас было, как и у всех, 25 декабря. Только у католиков в это время был уже январь. А потом случилась революция, и Совнарком принял декрет - перейти на одну систему исчисления со всем миром. Это произошло 31 января 1918 года – после него в РСФСР наступило 14 февраля, таким образом, мы "синхронизировались" с другими странами.

А как же Церковь?

Здесь и начинается самое интересное. В светском летоисчислении мы стали жить одновременно с Западом. А вот Русская православная церковь (а вместе с ней – Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Афон) менять календарь отказалась. И дело здесь вовсе не в упрямом нежелании следовать за католиками – за этим решением стоят очень важные для церкви причины.

Прежде всего по христианским канонам новозаветная Пасха должна идти за ветхозаветной. Это продиктовано хронологическими соображениями – Иисус Христос был распят накануне иудейской Пасхи, а воскрес на ее третий день. У христиан, живущих по григорианскому календарю, это правило иногда нарушается, что, по идее, искажает логику богослужебного времяисчисления – а в православном церковном календаре события жизни Иисуса Христа строго следуют одно за другим. Кроме того, именно накануне православной Пасхи на Гроб Господень в Иерусалиме традиционно снисходит Благодатный огонь, а в крещенскую ночь – освящается вода. Эти чудеса являются еще одним доводом православных христиан в пользу истинности своего календаря. Согласитесь, причины более чем серьезные, так что позиция большинства православных церквей ясна – пусть уж католики возвращаются к правильному календарю. А мы подождем.

На заметку

Интересно, что 11 поместных православных церквей (среди них – Греческая, Румынская, Болгарская и другие) празднуют Рождество, как и католики, в ночь на 25 января. В 1923 году они перешли на новоюлианский календарь – то есть фактически календарь с юлианской пасхалией и григорианским календарем одновременно. Получается, что Пасху они празднуют с православными, а непереходящие праздники – с католиками.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей постоянно увеличивается – каждые 400 лет на трое суток. Таким образом, православные церкви, использующие юлианский календарь, с 2101 года начнут праздновать Рождество 8 января.

© depositphotos.com

25 декабря католики всего мира будут праздновать свой самый главный праздник - К слову, в Украине католическое Рождество теперь государственный праздник с официальным выходным днем.

  1. Если быть точным, празднуют католическое Рождество с 24 на 25 декабря. Во многих странах празднования начинаются еще за неделю.
  2. Поста как такового нет. Есть так называемый Адвент - время ожидания праздника. Ревностные католики в течение месяца перед Рождеством стараются больше времени посвящать молитвам и посещению церкви, общению с семьей. А некоторые даже ограничивают себя в пище - не едят мясо.
  3. В Сочельник после вечерней мессы семья собирается за постным столом, на котором должно быть, как и у нас, не менее 12 блюд. Одно из угощений похоже на наше сочиво - это сваренные пшеничные или ячменные зерна с медом.
  4. На Рождество принято есть освященные хлебцы — облатки, которыми причащают в церкви.
  5. Главное рождественское блюдо - гусь с яблоками и капустой или запеченная индейка. В США индейку подают с клюквенным соусом, в Англии - с соусом из крыжовника. Запеченную в белом вине индейку подают во Франции и Греции.

© depositphotos.com
  • А вот в Дании католики предпочитают фаршированного яблоками гуся или утку, как и литовцы и немцы. Утка по-пекински - традиционное рождественское блюдо китайцев-католиков. А в Бельгии на Рождество подают телячью колбасу с трюфелями, в Голландии - дичь, оленину или кролика.
  • Молочный поросенок - рождественское праздничное блюдо в Испании, а у итальянцев - рыба и морепродукты. В Люксембурге на Рождество едят яблоки и кровяную колбасу, а в Португалии - блюдо из сушеной соленой трески баккалао.
  1. Католики на Рождество дарят всем подарки. По традиции, без подарка нельзя оставить ни одного родственника, ни одного знакомого.
  2. Главный герой Рождества - это, как правило, не новорожденный Спаситель, а Санта Клаус. Именно от Санты дети, развесив над камином красивые носочки, ждут подарков.

© depositphotos.com
  1. Все рождественские чудеса связаны с действиями смешного толстячка, который забавно смеется и любит пошалить. Кстати, не все католические священники поддерживают этот почти языческий культ.
  2. Католики на Рождество украшают не только елку, но и дом традиционными венками из омелы. Скорее всего, эта традиция связана с древним кельтским культом друидов, который связан с почитанием этого растения.
  3. Накануне Рождества на центральных улицах городов сооружают открытые ясли в натуральную величину, ставят фигурки Христа, Богородицы и Иосифа, кормушки для животных и прочую утварь, воссоздав таким образом обстановку вертепа.
  4. В православной церковной есть одно ночное Рождественское богослужение, в котором соединены Великое повечерие, Утреня и Литургия. А в католической церкви служат три рождественских мессы раздельно - ночью, утром и днем. Это символизирует рождение Спасителя в лоне Отца, в чреве Богородицы и в душе каждого человека.

Напомним, что совсем скоро Новый год 2018 . Предлагаем узнать,

Католики придумали и приняли григорианский календарь в 1582-ом году. Римский папа Григорий XIII это провернул. План реформы был и до него, но до него не решились.

Сделано это было ради того, чтобы дни весеннего равноденствия астрономические соответствовали календарным. А они постепенно расходились, так как длина года в юлианском календаре не точно соответствовала реальной длине года (в григорианском неточность сильно меньше).

Дата весеннего равноденствия является определяющей для даты празднования Пасхи.

Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Связано это с последовательностью евангельских событий.

Вот тут то и начинаются проблемы.

Дело в том, что изначально каждая поместная церковь и даже отдельные общины сами определяли конкретную дату празднования Пасхи. Почему так?

Обратите внимание на слово полнолуние в словесной формуле Пасхалии. Иудеи, как и прочие древние культуры пытались совместить солнечный годичный круг с лунным. Что это и откуда -- кратко тут:

А римляне ко временам Рождества Христова уже догадались, что идеальный лунно-солнечный календарь составить невозможно и решили ориентироваться только на длину солнечного года. Это сделал тот самый знаменитый Юлий Цезарь, откуда и календарь стал называться Юлианским. Авторы календаря -- александрийские (это Египет) ученые во главе с Созигеном. Соотношением месяцев и фаз Луны, которые и породили понятие месяцев, пренебрегли -- теперь полнолуния и новолуния не приходятся на одни и те же дни месяцев. Проблема в том, что лунный цикл (~29,5 суток) не укладывается кратно в солнечный цикл (~365,2425 суток).

Теперь вспоминаем, что для определения даты Пасхи нам требуются данные о полнолунии.

Иудеи поступали в те времена просто -- они во многом пользовались непосредственными наблюдениями.

А как поступать разбросанным в разных далеких городах христианским общинам? Цель -- отпраздновать Пасху в один день (надо сказать, что эта хорошая цель не всегда достигалась ещё и из за политики). Как провести непосредственные наблюдения (а ведь ещё и фактор погоды, и понимающего человека может не быть)? Приняв решение о дате, как успеть от всех получить подтверждение, что они согласны с этим решением основанным на наблюдении?

Вот тут и принимается решение взять за основу Юлианский календарь, и составить как можно более простую формулу которая учтет полнолуния, которых в календаре нет (полнолуния не приходятся на одни и те же числа месяцев каждый месяц, каждый год). По такой формуле даже и на чужой стороне только имея календарь и номер года человек узнает когда ему вместе со всеми отпраздновать Пасху.

Такая формула и была найдена в Александрии. Она была основана на том, что в 433 году до Р.Х. афинский астроном Метон нашел, что каждые 19 лет лунный цикл завершается в тот же день солнечного года. То есть полнолуния раз в 19 лет снова приходятся на те же числа месяцев.

Итак, примерно с четвертого века по Р.Х. большинство церквей договариваются считать дату Пасхи по этой формуле. Рождество же празднуется просто 25 декабря.

На самом деле всё сложнее и Рим предпочитал уже тогда использовать свою формулу Пасхалии. Иногда лет на 50 удавалось согласовать даты заранее.

Теперь вернемся к реформе календаря. Составители Юлианского календаря были в курсе о его неточности, но считали простоту календаря более важной и не принимали во внимание такую важность для календарей как непрерывный счет. То есть они считали, что при желании люди просто реформируют календарь снова и всё (как это часто и делалось в Древнем Риме). А ко времени Григорианской реформы люди уже 1500 лет жили с одним календарем и полюбили стабильность:) Поэтому реформа Римского папы была рискованной и, действительно, на новый календарь переходили очень долго, не одна только Россия долго собиралась.

Реформировав календарь и сместя даты, чтобы учесть набежавшую ошибку (равноденствие реальное и календарное) Папа ввел и новую формулу Пасхалии. Но православные церкви её не приняли, так как предпочитали и дальше вычислять дату по едино принятой в православии формуле. Дата Пасхи у католиков с православными и до того часто не совпадала, а теперь разошлись и другие праздники -- Рождество, Крещение и остальные с фиксированной по календарю датой.

На сегодняшний день ситуация стала особенно интересной. Нынешний Римский Папа Франциск этой (2015) весной выступил с сенсационным заявлением (но не оформленным в виде официального решения или предложения), что ради единства в праздновании Пасхи католики готовы принять православную пасхалию и не считают её какой-то неправильной. Это предложение сложно обсуждать, так как, в принципе, если так, то от православных ничего и не требуется, католики могут присоединиться и это хорошо. Т.е. это на деле какое-то дипломатическое заявление в которых мастера и Рим, и Византия.

Католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также поместные православные церкви мира, придерживающиеся Новоюлианского календаря , встречают в ночь с 24 на 25 декабря праздник Рождества Христова.

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).

Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова после победы Константина Великого (ок. 320 или 353 ). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

И в наше время Православное Рождество "отстает" от католического на 13 дней; католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января.

Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь, введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким - "лишнее" время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников - Пасха - стал "наступать" намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.

В России григорианский календарь был введен в 1918 году , однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым "Новоюлианским", который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а "Новоюлианского" - за 40 тысяч лет).

У христиан всех конфессий наступило очень важное время - подготовка к одному из двух важнейших праздников - Рождеству Христову . Однако последователи различных ветвей христианства не только отмечают этот праздник в разное время, но и готовятся к нему по-разному.

Христианские церкви, живущие по григорианскому календарю (так называемому новому стилю ), отмечают Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря . По новому стилю живет католическая церковь и все протестантские конфессии. Десять из 15 поместных православных церквей отмечают праздники по так называемому новоюлианскому календарю, который в настоящее время совпадает с григорианским. Все церкви, живущие по новому стилю, а также большинство жителей стран, культура которых основана на западных ценностях, отметят рождение сына божьего в ночь с 24 на 25 декабря 2017 года.

По юлианскому календарю (так называемому старому стилю ) Рождество Христово настанет на 14 дней позже. Верующие, придерживающиеся старого стиля, отметят этот удивительный праздник в ночь с 6 на 7 января .

По юлианскому календарю живут пять православных церквей мира. Это Русская православная церковь, Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, а также афонские монастыри. Вместе с ними встретят Рождество в ночь с 6 на 7 января некоторые католики так называемого восточного обряда и небольшое число протестантов.

Этот вопрос достаточно сложен, особенно если учесть, что празднование Пасхи Христовой у православных и католиков иногда совпадает.

Впервые григорианский календарь был введен Папой Римским Григорием XIII в католических странах в 1582 году вместо прежнего юлианского. Это было сделано из-за накопившегося отставания, которое возникло в связи с тем, что в юлианском календаре не учитывались високосные годы.

В советской России григорианский календарь был введен декретом от 26 января 1918 года, однако Русская православная церковь этого так и не признала, хотя попытки такие делались.

В 1923 года большинство поместных православных церквей приняли похожий на григорианский новоюлианский календарь и стали отмечать праздники одновременно с католиками и протестантами. Однако Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также монастыри Афона отказались подчиниться этому решению. Таким образом, РПЦ до сих пор придерживается старого стиля, и большинство россиян, даже далеких от религии, отмечает христианские праздники по юлианскому календарю.

Поэтому католическое Рождество настанет 25 декабря , а православное - 7 января .

Почему Рождество у католиков и православных не совпадает, а с Пасхой все сложнее

Как известно, в христианстве праздники бывают непереходящие , то есть закрепленные в календаре и всегда отмечаемые в один и тот же день, и переходящие (то есть имеющие плавающую дату).

Так вот, в 1948 году на московском совещании православных церквей было принято постановление, что Пасха и все переходящие праздники должны рассчитываться по юлианскому календарю, а непереходящие - по тому календарю, по которому живет поместная церковь.

Но на самом деле все это нужно просто принять и запомнить, а что касается переходящих праздников, например, Пасхи - просто ежегодно уточнять их дату по церковному календарю.

Как готовятся к Рождеству православные и католики

Православные христиане начинают подготовку к Рождеству более чем за месяц - для этого существует Рождественский пост , который начинается 28 ноября и длится 40 дней - до вечера 6 января . Подробнее о том, как в православии принято соблюдать Рождественский пост, читайте .

У католиков и лютеран подготовка к Рождеству называется Адвент , это время также сопровождается постом и традиционными обрядами, которые носят не только религиозный, но и культурологический смысл.

Что такое Адвент

Адвент (от латинского слова adventus - приход) - это название предрождественского периода, по своему духовному смыслу похожего на Рождественский пост у православных.

Особенно важен Адвент для католиков - ведь это время духовной и телесной подготовки к празднику Рождества Христова. Тут надо отметить, что если у православных главным христианским праздником считается Пасха Христова , то в западной традиции на первом месте стоит именно Рождество , поэтому все, что с ним связано, для католиков и протестантов чрезвычайно важно.

Адвент длится четыре недели - до католического Рождества, то есть он на примерно на треть короче 40-дневного православного Рождественского поста. Во время Адвента у западных христиан также принято соблюдать пост, хотя и не такой строгий, как в православии, а также совершать различные добрые дела.

Первое воскресенье Адвента

Один из важнейших дней перед католическим Рождеством - это первое воскресенье Адвента , которое в 2017 году приходится на 3 декабря .

В этот день зажигают первую свечу в традиционном венке Адвента - Свечу пророчества , которая символизирует связь Ветхого и Нового завета.

Второе воскресенье Адвента

Во второе воскресенье Адвента , которое приходится на 10 декабря , вместе с первой свечой зажигается вторая. Вторая свеча носит название Вифлеемская - она зажигается в память о путешествии девы Марии и святого Иосифа в Вифлеем и о рождении там Иисуса .

Третье воскресенье Адвента

Третье воскресенье Адвента настанет 17 декабря . Этот день символизирует третья свеча, которая называется Свеча пастухов . Ее зажигают вместе с первыми двумя. Третья свеча посвящена пастухам, которые первыми пришли поклониться младенцу Иисусу.

Сочельник у католиков

В Сочельник - канун Рождества (24 декабря) - зажигают четвертую свечу Адвента , которая называется Свеча ангелов . Эта свеча символизирует божественную сущность Христа.

В Рождественскую ночь в венке Адвента горят все четыре свечи.

О том, как западные христиане празднуют Рождество, читайте в материалах Федерального агентства новостей .

Хотя Адвент считается периодом молитв и поста, но в западных странах это еще и очень веселое время, посвященное ожиданию чуда, с которым неизменно ассоциируется Рождество. Во всех населенных пунктах - от пышных европейских столиц до маленьких горных деревушек - устраиваются ярмарки и распродажи, открываются рождественские базары, которые так любят посещать туристы. Все стараются запастись подарками, которые на Рождество принято дарить как детям, так и взрослым.