Папка передвижка масленица история праздника. Праздничное мероприятие «Широкая масленица» игра по станциям с мастер-классами (внутришкольный проект) для учащихся начальной школы

Людмила Люмпанова
«Масленица честная, широкая, веселая» (материал для папки-передвижки)

«Масленица честная ,широкая ,веселая »(материал для папки-передвижки )

С древних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник . Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются , что прошла зима и наступает весна. Празднование совершалось по строго расписанному порядку.

Масленица , она же Сырная неделя, еще называется разгульной. Потому что на Руси в эти дни – разгул. Праздник немыслим без блинов – их пекут каждый день. Каждый день Масленицы имеет свое название .

Понедельник – Встреча (встречают Масленицу , ее чучело возят по улицам, ставят у домов). Дети с утра выходят на улицу строить снежные горы, причитывая : «Звал, позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор…» После этой встречи дети сбегают с гор и кричат : «Приехала Масленица ! Приехала Масленица !» Встреча оканчивается кулачным боем. В некоторых местах дети делали из соломы куклы – Масленицу : на нее надевали кафтан и шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти. Эту куклу на салазках ввозили на гору с причитанием встречи. Встречу Масленицы начинали посещением родных.

Вторник – Заигрыши (парни с девками заигрывают, невест высматривают) . На наигрыши с утра приглашаются девицы и молодцы покататься на горах, поесть блинов.

Среда – Лакомка (теща зятя блинами угощает) . Насмешливый русский народ составил несколько песен о заботливости тещи при угощении зятя. Наряженный медведь играет разные фарсы : «Как теща про зятя блины пекла - как зять- то удал теще спасибо сказал» .

В широкий четверг начинается масленичный разгул : катание по улицам, разные обряды, кулачные бои.

Пятница – Тещины вечерки, зятья своих тещ блинами угощают. Приглашения бывают почетные, со всею роднею, к обеду или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылать нарядных «зватых» . Чем более бывало «зватых» , тем теще более оказывались почести .

Суббота – Золовкины посиделки. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками.

Воскресение – Проводы Масленицы , Прощеный день. На Прощеный день ездят одаривать кума с кумой. В деревнях самый почетный подарок для кума состоит из полотенца, для кумы – бросок мыла. Прощание между родными происходит вечером. Прощаясь, говорили по обыкновению друг другу : «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват перед тобою» . Прощание между домашними бывало после ужина, перед сном. Здесь дети кланялись в ночи своим родителям и просили прощения. В этот день сжигают соломенное чучело Масленицы . У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело , звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку , и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли : «Масленица , прощай! А на тот год опять приезжай!»

авторы: Илона Валентиновна Высоцкая , г. Санкт-Петербург , Инна Александровна Шуляк , учитель литературного чтения , г. Санкт-Петербург ,

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арт-технологий. Основная работа по сбору информации (истории празднования Масленицы) и подготовки праздничного мероприятия выполнялась в рамках внеурочной деятельности.

1. Информация по проекту

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы через приобщение к русским народным традициям в процессе подготовки и реализации проекта «Широкая Масленица» в условиях школы.

Актуальность проекта

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Изучая в традиционной форме историю праздника и русских народных традиций, мы столкнулись с трудностями восприятия и понимания в полном объёме учащимися начальной школы исторического материала. Как же можно решить эту проблему?

Изучая и осваивая различные методические новинки, наше внимание привлекла технология «Педагогические мастерские». Являясь составной частью технологии «Диалоговое взаимодействие», педагогические мастерские, на наш взгляд, способны реализовать последовательный переход от навыко-знаниевой к практико-ориентированной развивающей модели обучения, с учётом индивидуальных особенностей, что является одним из условий для выполнения ФГОС.

Технология педагогических мастерских позволяет нам через организацию индивидуальной, парной, групповой форм деятельности поддерживать внимание учащихся в процессе занятия, развивать память, ассоциативное, образное и словесно-логическое мышление, воображение и фантазию в процессе создания творческих работ.

Поэтому использование технологии педагогических мастерских, как способ формирования познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы, приобретает особенную актуальность.

Цель проекта – Реализация познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы через применение технологии педагогических мастерских и приобщение к русским народным традициям в процессе подготовки и проведения праздничного мероприятия «Широкая Масленица»

Роль проекта – Данный проект направлен на развитие познавательного и творческого потенциала учащихся начальной школы.

Форма организации деятельности детей Игра по станциям.

Задачи :

  • (Общие) Погрузить детей в атмосферу празднования, дать представление о культуре и русских народных традициях через тематические занятия и проведение мастер классов.
  • (Образовательные) Познакомить учащихся начальной школы с традициями проведения русского народного праздника «Масленица» через демонстрацию исторического материала с использованием ИКТ.
  • (Развивающие) Через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  • (Воспитательные) Воспитание интереса учеников к русской народной культуре через технологии мастер-классов.

Направление реализации : Приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности. Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арттехнологий и применением ИКТ.

Структуры школы, принимающие участие в организации и реализации проекта:

  • Администрация школы
  • Педагоги школы
  • Служба инженерного сопровождения
  • Служба медицинского сопровождения

Характеристика проекта

По характеру результата

продукционный

Игра по станциям

По характеру доминирующей в проекте деятельности

информационно-творческий
ролево-игровой

По профилю знаний

внепредметный

По характеру координации

с явной координацией

По уровню контактов

городской

По количеству участников

групповой

По продолжительности

среднесрочный

По типу объекта проектирования

экзистенциональный

Результаты проекта по целевым показателям

Описание проекта

Проект направлен на приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности.

Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арттехнологий. Основная работа по сбору информации (истории празднования Масленицы) и подготовки праздничного мероприятия выполнялась в рамках внеурочной деятельности.

Участие в проектной деятельности способствовало росту степени социализации учащихся.

1. Польза учащимся

  • Учащиеся в интересной и наглядно-практической форме знакомятся с русскими народными традициями.
  • Получают навык общения и взаимодействия с социальными партнёрами проекта.
  • Учащиеся получают опыт применения полученных знаний в процессе предметно-практической деятельности на мастер-классах с элементами арттехнологии.
  • Получают опыт участия в проектной деятельности.
  • Переживают эмоциональную вовлеченность в проектную работу, ощущение полной добровольности, а не принуждения, обеспечение баланса самоорганизации и спонтанности, рациональных и интуитивных компонентов их интеллектуальной активности.

2. Польза администрации школы

  • Пополнение библиотеки школы медиарессурсами по истории русской культуры (презентации «История празднования Масленицы», «История русского костюма», «Традиции русского чаепития»)
  • В рамках проекта разработаны и изготовлены методические пособия обучающего и развивающего характера для ознакомления с русскими народными традициями (презентации «Традиции русского чаепития», «История празднования Масленицы», «История русского костюма»), дидактическое пособие «Чайничек», три куклы на плоскости (женский русский народный костюм северных районов, мужской русский народный костюм, женский русский народный костюм южных районов).
  • Разработка рекомендаций по ознакомлению детей с русскими народными традициями для родителей и педагогов школы.

Основные мероприятия в рамках проекта

  • I этап. Разработка и созданиепрезентаций направленных на ознакомление учащихся с русской культурой в рамках тематических недель.
  • II этап. Цикл тематических недель проведенных в рамках внеурочной деятельности по ознакомлению учащихся с русскими народными традициями («История празднования Масленицы», «История русского костюма», «Традиции русского чаепития», «Русские народные игры»)
  • III этап. Организация и проведение тематической недели «Здравствуй, Масленица!»
  • IV этап. Проведение мастер–классов в рамках праздничного мероприятия «Широкая Масленица».
  • V этап. Подведение итогов.

2. Сценарий праздничного мероприятия «Широкая масленица» для учащихся начальной школы (игра по станциям с мастер-классами)

Участники:

  • Скоморохи: 5 человек
  • Коробейники: 2 человека
  • Затейники: 4 человека
  • Музыкальное сопровождение: 1человек

Ответственные за безопасность.

Ответственные за медицинское сопровождение.

Ответственные за костюмы, изготовление чучела Масленицы, оформление помещений школы, за фото- и видеосъёмку.

Ход праздника

8.30-09.00. Начало праздника в вестибюле школы

Скоморохи встречают детей, родителей, сотрудников школы.

Играет музыка. Скоморохи с бубнами и трещотками поочерёдно поют заклички.

*Вас сердечно приглашаем!
Все заботы бросьте -приходите в гости!
Прямо к нашему крыльцу,
К нам на Масленицу!

*Приходи, народ честной-
Будет праздник заводной!
У нас сегодня песни- пляски
Детям сказки!

*Выходи на праздник!
Непременно все должны
Быть на проводах зимы!

*Как у наших у ворот
Стоит ряженый народ.
Быстро к нам бегут,
Смех, забавы несут.

* Эге-гей, ребятня,
Вы послушайте меня!
Сегодня здесь закон простой:
«Пой и танцуй, танцуй и пой!»

* Масленица только раз
В целый год гостит у нас.
Так давайте ж торопиться:
Есть блины и веселиться.
Простим сегодня все ошибки,
Но не отсутствие улыбки!

9.45-10.00 (первая перемена). «Масленичный Радиокалендарь»

По школьному радио звучит аудиозапись Национального Академического Оркестра Народных Инструментов России Осипова «Русская задорная».

Читается текст:

*Сегодня пятница. В пятницу ходили в гости на блины.

Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинов горячих напечём -
Нам метели и морозы нипочём!

10.45-11.00 (вторая перемена)

1.*Театрализованное представление «Ярмарка» (холл второго этажа).

Выступают учащиеся школы в русских костюмах.

*Тары-бары растабары
Есть хорошие товары
Не товар, а сущий клад
Разбирайте нарасхват

*Давай, подходи,
И других приводи,
У дядюшки Степана
Торговля без обмана!

*Кому пирожки?
Горячие пирожки?
С пылу, с жару
Гривенник за пару!

*Вот орешки,
Хорошие орешки,
Вкусные, на меду,
Давай, в шапку накладу!

*А вот шоколад!
Купил плитку-будешь рад!

*Покупай шоколад!
Мармелад, шоколад!
Кому надо мармелад?
Кому надо шоколад?
Вот он!
Вот он!

*Детские подарки красивы и ярки!
Бубны! Хлопушки!

*Дудки! Погремушки!
Налетай, выбирай!

*Выбирай, забирай!

*Ай да подсолнышки!
Ай да калённые!
Всё бы съел, да хозяин не велел!

*Ай да пирог!
Этот пирог сам Макарушка пёк!
Горяч пирог-ладошку сжёг!

*Сколько масла-труд не напрасный!
Купи блюдо для пирога в полпуда!

*Ай да блины, почти в полстены!
Вкусные блиночки!
Кушайте сыночки и мои любимые дочки!

*Питерские купцы!

*Суздальские огурцы!

*Есть свежие, есть пряные
Клади в карманы их!

*Тары-бары растабары
Есть хорошие товары,
Не товар, а сущий клад
Разбирайте нарасхват!

2.*«Музыкальная разминка».

Проводят Скоморохи (педагоги школы) .

* А сейчас танцуем вместе!

Звучит аудиозапись «Кострома» в исполнении группы «Иван Купала». Дети повторяют танцевальные движения за взрослыми.

11.45-12.00 (третья перемена). Выступление коробейников

У входа в столовую учащихся встречают коробейники. Звучат аудиозаписи Оркестра Народных Инструментов

Разыгрывается сценка ярмарочных гуляний «Пожелания», каждый получает записку с пожеланием.

Коробейники поочерёдно зазывают словами:

Масленичные пожелания на записках:

*С масленицей блинной тебя я поздравляю,
Щедрых угощений, счастья пожелаю.
Пусть шумят раздольно народные гулянья,
Пусть весной растают грусти и страданья.

*Круглый блин, как солнышко, души согревает,
О добре, заботе нам напоминает.
Пусть на праздник этот ты будешь улыбаться,
Досыта блинами будешь угощаться!

*Пусть с наступлением масленицы над твоим домом расцветет весна.

*С Масленицей, с праздником тебя я поздравляю,
Вместе мы сегодня зиму провожаем,
Мини солнышки уже все испечены,
Называются они с гордостью «блины»!

*Желаю, чтобы пробудившееся после зимы солнце ворвалось в твое окошко. Лучики запляшут на столе, рядом с горкой пышных блинов! Позови гостей с хорошим аппетитом и загадай желания. Сколько блинов съедят – столько желаний хозяев дома сбудется!

*Этот день здоровье крепкое пусть дарит,
И в твой дом пусть счастье добродушно манит,
Маслом и икрой блины ты поскорей намажь,
И сложи из них ты яркий, радостный этаж!

*Хочу поздравить с Масленицей вас!
Желаю, чтобы огонь прекрасных глаз
Согрел теплом и добротой людей,
Чтобы стал мир вокруг чуть-чуть добрей!

*Прощение желаю получить
И об обидах поскорей забыть,
И стол пусть будет полон угощений,
Пусть каждый угостится без стеснений!

*Желаем вам небес благословенья,
Покоя, счастья, мира, утешенья!

*Аппетитных вам блинов, пышных вареников, густой сметанки,тающих во рту отбивных! А еще – приятного общения в кругу друзей, задорных шуток-прибауток и ярких впечатлений

*Весна - победа над зимою! Печем вовсю блины,
Как солнца символ, золотые у всех в домах они!
Тебя сегодня поздравляю, пусть Масленицы день
Растопит солнечно тревоги, из душ прогонит лень!

*Вместе с Масленицей яркой
Нам весна несет подарки,
И готово снова тело
Есть блины легко и смело!
И не думай о фигуре
В этот день. Ведь все в ажуре!
Пой, шути и веселись,

*Наполняя счастьем жизнь!
И тогда весна-девица
Даст по полной насладиться
Широтой своей души.
Ее встретить поспеши!

*С масленицей вас!
С праздником приятным!
Обалденным, вкусным
Блинным, ароматным!
Радостным, съедобным,
Щедрым и веселым,
А еще – домашним,
А еще – здоровым!

*С Масленицей всех я поздравляю,
Блины уже испечены давно,
Мы зиму с ними ярко провожаем
Забавами, как в дорогом кино!

*Желаю, чтобы радость в каждом доме
Царила, счастье и тепло неся,
Пусть в масле и в икре круг «солнца» тонет –
Сегодня без блинов никак нельзя!

*Эй, привет тебе большой,
Масленица наша!
Будут блинчики с икрой,
С рыбкой, мясом, фаршем!
Хороводы тоже будут,
А еще - гулянья,
Много девушек красивых,
Полных обаяния!

*В праздник сей народный радуйтесь сполна,
Масленица «блинная», ах, как хороша!
Принесет пусть счастье вам она навек,
И всегда пусть льется ваш веселый смех!

*Пусть этот день веселый удачу принесет,
И станет жить на свете счастливей весь народ!
С праздником прекрасным, с Масленицей вас!

*Я спешу поздравить в «блинный» этот час,
И желаю весело зиму проводить,
Чтоб теплее стало, наконец-то, жить!

12.45-13.00. Открытие масленичных гуляний для учащихся школы (в спортивном зале).

Звучит аудиозапись народных песен «Масленица».

Выходят 2 ведущих в русских костюмах.

1.*Масленица только раз
За весь год гостит у нас.

*Так давайте ж торопиться
Петь, плясать и веселится!

2. Поют народную песню «Ой, мы Масленицу устречали».

Из-за кулис выходят участники праздника в народных костюмах.

Танец с залом «Масленица» (Дети повторяют движения за выступающими).

*В гости к нам вы заходите –
Мастерские посетите.
Там задорные забавы,

*И блины, и русский чай
Нарядись красиво в праздник
И весну-красну встречай!

Для учащихся организуется игра по станциям с мастер-классами «Широкая Масленица».

Мастер-классы

Посещение учащимися школы мастер-классов.

Предварительно дети разделены на 4 группы. Перемещение по мастер-классам осуществляется по маршрутным листам каждого класса. (Приложение 1)

* Костюмерная мастерская «Иван да Марья»

Мастер-класс «Одень кукол Машу и Ваню в русский народный костюм»

Цель: Закрепление представлений учащихся о русском народном костюме и умения подобрать костюм и одеть в него куклу во время проведения мастер-класса.

Задачи:

  • Учить детей надевать костюм на куклу в правильной последовательности, называть детали русского народного костюма.
  • Обогащать словарный запас детей терминами по теме «Русский быт и одежда». Развивать связную речь в процессе придумывания имен куклам, подбора деталей костюма, побуждая к речевому сопровождению действий, отгадывания загадок, проговаривания народных стихотворных произведений.
  • Закреплять сенсорные эталоны в процессе подбора цветов и оттенков элементов костюма, различения формы и величины деталей, музыкальных произведений народного творчества, фонем языка.
  • Развивать мелкую моторику, мышление, творчество в процессе подбора, выкладывания, приклеивания деталей и украшения костюма.
  • Воспитывать интерес к традициям русского народа при проведении мастер-класса.

Материально-техническое оснащение мастер-класса

Оформление зала в стиле «Масленица», 2 больших стола, стулья.

1-2 куклы в русских костюмах.

Ноутбук для проигрывания аудиозаписей «Светит месяц», «Вдоль по Питерской», «Калинка», «Метелица», «Коробейники» в исполнении Национального Академического Оркестра Народных Инструментов России Осипова, доска для визуализации представления кукол.

Шаблоны куклы на бумаге А4 на каждого ребёнка.

Элементы русского народного костюма и бумажные карточки-надписи к ним - сарафан, женская рубаха, юбка, передник, мужская рубаха, порты, сапоги, кокошник, кичка, колпак, шапка из ткани и с названиями костюма.

Клей ПВА 3-4 шт., ножницы 1 шт., элементы украшения костюма: кружева, ленты, тесьма.

Куклы в стилизованных народных костюмах (2 шт)

Чемодан-сундук (1 шт)

1. Звучит народная музыка.

2 ведущих:

*Мы - хозяйки этой избы.

*Здравствуйте, детишки:
Девчонки и мальчишки!

*Спасибо, что мимо не прошли
К нам в гости зашли

*Проходите, не стесняйтесь
Поудобнее располагайтесь!

Дети садятся за столы.

Посмотрите, какая красивая у нас горница. Ой, а что же это такое?

Это бабушкин сундук. Как вы думаете для чего он? Попробуем его открыть. Ой, он не открывается. Что же делать?А я догадалась. Нужно отгадать загадку.

Летом легка, да тонка, зимой толста, тепла да широка. (Одежда)

Наш сундук открыт.

2. Достаются куколки в русских костюмах.

Посмотрите, какие они красивые и нарядные. Из чего шьётся одежда?

Достаются отрезы разных тканей, предлагаются для рассматривания.

Посмотрите, на доске куклы. Какими именами можно их назвать? Вспомните русские имена девочек и мальчиков. Кукол зовут Маша и Ваня-Иван и Марья. Посмотрите, как они одеты. У нас в сундуке ещё куклы.

Достаются бумажные куклы.

Давайте наденем Машу и Ваню в традиционные русские народные костюмы.

Совместно рассматриваются наряды, проговариваются названия предметов одежды, их цвет. Ведущий предлагает варианты деталей костюма, дети решают, подходит ли он данной кукле. Нужные детали приклеивает на шаблон-куклу.

Наша куколка одета.

Дети подбирают комплект одежды для своей куклы, начинают её одевать. Детям предоставляется возможность украсить одежду куклы лентами, тесьмой.

Молодцы! Посмотрите, какие красивые и аккуратные у нас получились куклы. Возьмите их себе на память.

С Масленицей всех!

Мы были рады таким замечательным гостям. До свидания, ребята.

*Мастерская «У Самовара».

Мастер- класс «Сувенир к чаепитию»

Цель: приобщение детей к народным традициям через проведение мастер-класса по украшению предметов для русского чаепития.

Задачи:

  • познакомить с техникой аппликации с использованием самоклеющейся бумаги и наклеек; закрепить навык завязывания ленточек на 2 узелка и способом затягивания петли; познакомить с техникой штампования по ткани мастикой.
  • узнать больше о традициях празднования Масленицы через пословицы, загадки и оформление предметов для русского чаепития;
  • развивать навыки мелкой моторики и зрительно-моторной координации при выполнении аппликации по оформлению чашек и чайников, развивать пространственное восприятие при завязывании ленточек и выполнении штампования по ткани, развивать темпо-ритмическую сторону речи выполняя движения руками под слова потешки «чайничек с крышечкой»
  • развивать художественно-эстетическое восприятие через декоративно-прикладное творчество; воспитывать познавательный интерес к традициям русского народа.

Материально-техническое оснащение мастер- класса: Кабинет оформлен в стиле русской избы, композиция «у самовара» (самовар, рушник, чашки, баранки, деревянные ложки, искусственные подсолнухи в кувшине русские народные предметы быта),передвижная тканевая стенка для демонстрации наглядности, ноутбук (русские народные музыкальные композиции)

Для оформления чашки: образец, заготовки чашек,из цветного картона, с обратной стороны магнит, наклейки, вырезанные для аппликации разной величины кружочки из бумаги на липкой основе, отрезки салфеток, карандашный клей.

Для оформления чайников: образец, заготовки - на картоне наклеен чайник с крышкой, крышка пришита на ниточку так, чтобы при дутье на неё она издавала звук, наклейки, вырезанные для аппликации разной величины кружочки из бумаги на липкой основе.

Для рисующего солнышка: образец, заготовка – цветной карандаш на котором приклеен двусторонний картонный круг с 6-7 дырками по окружности для ленточек-лучиков, ленты шириной 1см и длинной 15 см и 20 см всех оттенков желтого и оранжевого цвета, фломастеры.

Для рушников: образец, заготовка – ткань бязь 20х50см, штампы(петух, самовар, цветы, птички, яблочки и т. п.), чернила фиолетового цвета.

1.Ведущие зазывают детей:

Проходите поскорей
Не толпитесь у дверей!
-Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём!
(дети проходят, рассаживаются)
Заходите не грустите,
Да на чудо поглядите!
Будем весело играть-
Чашки к чаю украшать!

2. Вступительное слово ведущих

(1) Ребята, добро пожаловать в мастерскую «У самовара».

Чаепитие на Руси обставлялось красиво и имело праздничный вид.

(Дети рассматривают композиции).

Печь – «матушка» и самовар – «батюшка».

А с «самоваром-батюшкой» чай важнее и беседа веселее.

Много стихов, пословиц и загадок про самовар слагали.

(2) Ведущий проговаривает первую часть пословицы, вторую – дети.

«Самовар кипит - уходить не велит!»

«Пей чай - удовольствие получай!»

«Чай пить - не дрова рубить!»

«Чай пьешь - до 100 лет проживешь!»

«Выпей чайку - позабудешь тоску!»

«За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем!»

3. Выполнение аппликации.

(1) Мы приготовили для вас загадку:
Если хочешь выпить чай -
Так меня и получай,
Распрекрасную милашку,
Всю в цветочках, с блюдцем... (чашку)

Правильно, ребята! Ну какое же чаепитие без красивой чашки.

Сегодня мы с вами будем оформлять чашечки. Мы – художники оформители. Наша чашка на магните будет! Перед вами лежит заготовка, она обычная, давайте сделаем её яркой и красивой.

Педагог поэтапно украшает чашку на доске наклейками, орнаментом из бумаги на липкой основе, приклеивает отрезки из бумажной салфетки имитирующие пар. Дети повторяют те же действия. Ребята! Давайте представим, что в чашках горячий чай и подуем, «остудим» его (дети дуют на чашку, полоски салфетки имитируют пар).


(2) Ведущий предлагает отгадать загадку.

Загадка про чайник

Ароматный чай душистый

Он с рисунком на боку,
С круглой крышкой наверху,
С носиком как закорючка
И с фарфоровою ручкой.
(Заварочный чайник).

(1)Ведущий предлагает спеть и поиграть.
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шышечкой,
шышечка с дырочкой
в дырочку пар идет!
Пар идёт в дырочку,
дырочка в шишечке,
шишечка на крышечке,
а крышечка на чайничке,
в чайничке чай!

Каждое слово необходимо показывать жестами:

чайничек - ладони ставятся параллельно друг другу

Крышечка - ладошка правой руки поворачивается горизонтально - крышечкой

Шишечка - сжимаем кулачок

Дырочка - складываем пальцы кольцом, как будто показываем знак ОК

Пар идет - указательным пальцем делаем круги по возрастающей.

Ноты для напева:


Хороша работа наша!
Посмотрите, есть ли краше?
Сделали узор цветной-
Всем по чашке расписной!

Для 3,4 группы

  • Навязывание ленточек на солнышко.

К чаю подавали баранки, варенье, лимон, сахар и обязательно на масленицу блины… А почему блины? Послушайте!

В синем небе жёлтый Блин.
Ну давай его съедим!
Нет уж больно Блин горяч
Ты свои ладоши прячь.

Конечно ребята, блин сравнивают с солнышком! Он такой же круглый, теплый, золотистый. Мы с вами будем делать рисующее солнышко на карандаше (детям раздаются заготовки). Педагог показывает как можно навязать из атласных ленточек лучи солнышку (2мя способами на выбор: обычные узелки и петельки), за тем подрисовывает глаза и улыбку солнышку. Дети выполняют за педагогом.

Хороша работа наша!
Посмотрите, есть ли краше?
Солнце лучик зажигает,
Счастья, радости желает!

Для 5,6 группы

  • Ведущие зазывают детей: (слова те же)…
  • Вступительное слово ведущих (те же слова)…
  • Оформление чайничка с использованием техники аппликации.

Загадка про чайник

Ароматный чай душистый
Заварить в нем можно быстро.
Он с рисунком на боку,
С круглой крышкой наверху,
С носиком как закорючка
И с фарфоровою ручкой.
(Заварочный чайник).

Правильно! Мы с вами будем украшать чайничек. Мы – художники оформители по керамике. Перед вами лежит заготовка, она невзрачная, давайте сделаем её яркой.

Педагог поэтапно украшает чайник на доске наклейками, орнаментом из бумаги на липкой основе. Дети повторяют те же действия. Ребята это не простой чайник, если подуть на крышечку, то чайник закипит! (дети дуют, чайник издаёт характерный звук).

4. Потешка «Чайничек с крышечкой».

Хороша работа наша!
Посмотрите, есть ли краше?
Расписной узор блестит,
Новый чайничек кипит!

Для групп 7,8

  • Ведущие зазывают детей: (слова те же)…
  • Вступительное слово ведущих (те же слова)…
  • Оформление рушника (ткани) техникой печатанья штампами.

К чаю подавали баранки, варенье, лимон и… рушник – утираться: пили «до третьего пота», чтобы упариться. (дети рассматривают рушник)

Ребята рушкик обычно вышивают, а мы будем наносить узоры штампами. Педагог объясняет, как нужно наносить печать, за тем демонстрирует все виды печатей, проговаривает какие узоры могли бы быть на рушниках на Руси. Павлин - это жар-птица, птица семейного счастья. Молодоженов символизируют петухи. На хлебосольный рушник вышиваются цветочные орнаменты, пары птичек.

Педагог наносит штампы на ткань, дети повторяют за ним.

4. потешка «Чайничек с крышечкой».

Хороша работа наша!
Посмотрите, есть ли краше?
Украшали рушник сами,
Вот подарок мне и маме.

Подводим итог с каждой группой.

Вы ребята большие молодцы! С Масленицей всех!

*Мастерская «Блинная «У Веры»

Мастер-класс «Приготовление блинов. Русские блины-символ масленицы»

Проводится мастер-класс в кабинете кулинарии.

Кабинет оформлен в стиле русской избы.

Цель: знакомство с русскими традициями, проведение открытого мастер-класса по приготовлению блинов.

Задачи:

  • образовательные – учить самостоятельно готовить тесто для блинов, раскрыть секреты приготовления блинов опытными хозяйками, познакомить с выпечкой блинов, соблюдая при этом все правила техники безопасности и санитарии и гигиены;
  • познавательные – узнать больше о традициях русских праздников, став участником священного и таинственного действия – приготовление блинов;
  • воспитательные – формирование представления о русских традициях, научиться работать в коллективе ученик-взрослый, воспитать чувство гордости за свой народ, воспитывать внимательность, аккуратность, эстетический вкус, прививать навыки культуры труда.

Материально-техническое оснащение мастер-класса:

Кухонная и столовая посуда (1 кастрюля, 1 миска, 1 сковорода,1 лопатка, блюдца).

Электроприборы: миксер, электроплита.

Продукты на 5 человек: мука 1 ст., яйца 1 шт, молоко 1 ст., сахар 1 ч.л., соль 1/3 ч.л., растительное масло 2 ст.л.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя

*Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.

Масленица – праздник глубокой старины, который до сих пор с нетерпением ждут миллионы россиян, чтобы отдать должное прошлому и сохранить традиции для будущих поколений. Блины – символ масленицы, радостной жизни и просто любимое блюдо детворы и взрослого населения нашей страны. Кто же откажется от нежнейшего яства с всевозможными начинками и припеками?

*Они хранили жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины.(А.С. Пушкин)

Самые разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Но прежде всего блины, как мы уже говорили, обязательное угощение на масленицу, ставшее как бы необходимым атрибутом весеннего праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки, припевки: «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Без блина не масленица».

А сейчас мы с вами проведём мастер-класс и научимся печь блины!

Практическая работа

Рецепт блинов

Яйца – 1 шт
Молоко – 1 ст
Мука – 1 ст
Сахар – 1 ч.л.
Соль - 1/3 ч.л.
Раст. масло – 2 ст.л.

В кастрюлю или миску вбить яйцо (предварительно помыв его), добавить соль, сахар и молоко. Хорошо всё перемешать миксером, и постепенно добавляя муку, замесить жидкое тесто, в конце добавить 1ложку растительного масла.

Блинчики выпекать на раскаленной сковороде, смазанной растительным маслом, переворачивая их с помощью лопатки на другую сторону.

Блинчики складывают на тарелку, смазывая каждый сливочным маслом. После приготовления блинов ученики дегустируют их.

Подведение итогов

Учитель. Ну, вот и подошёл к концу наш праздничный мастер-класс. Думаю, сегодня вы узнали много нового и весело провели время.

До новых встреч, дорогие ребята!

* Русские народные игры «Масленичные забавы».

Проводится в физкультурном зале.

Мастер-класс игра: «Масленичные забавы»

Цель: приобщение учащихся к народному традиционному празднику «Масленица» через русские народные игры.

Задачи:

1.Познакомить с праздником “Масленица”, дать представление учащимся о народных традициях через проведение масленичных игр, потехах и русских народных песен.

2. Развивать эмоционально-волевую сферу, вызвать положительные эмоции и праздничное настроение;

3.Научить играм «Взятие ледяной крепости», «Слепи снежную бабу».

Оборудование: Декорация зала, костюмы, «нарисованные блины»(16 шт) ракетки (2 шт), мягкие мячи (6 шт), модули(20 шт), музыкальный центр, записи с масленичными песнями.

Ход праздника

Дети строятся в холе на 1 этаже. Скоморохи зазывают детей в зал.

Дети под музыку Ивана Купала «Здорова, Кострома» входят в зал.

Эй, народ честной. У ворот не стой.

Ты не спи на пути, просим в гости зайти.

Спешите! Спешите!

Подходите все, без стеснения!

Билетов не надо –

Предъявите хорошее настроение!

Почтенные и молодые.

Полные и худые.

Мы рады гостям, как добрым вестям

Народ собирается – праздник начинается.

Ты постой мой друг проказник

А какой сегодня праздник?

Про это дети знают, пусть она и отвечает.

Дети: «Масленица»

Верно Масленица.

Не английский, не французский, Масленица – праздник русский!

Будем петь мы и плясать, в игры русские играть!

Внимание, внимание, слушайте все!

Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

Кто подскажет мне,

Какое блюдо главное на масленице,

И очень вкусно с маслицем?

Игра №1 «Блинчики всем гостям»

Скоморохи перед началом игры демонстрируют сюжет игры «Блинчики гостям»

Песня:«Ой, блины, блины мои!»

Учащиеся делятся на две команды и становятся в круг. В каждом круге скоморох держит тарелку с блинами по числу участников. У первого участника «горячая сковородка», он берет первый блин на сковородку и передает ее 2-му,тот 3-му,и так до последнего. Потом он берет второй блин и передаёт до предпоследнего и так пока у каждый не будет с блином. Когда каждый гость получил по блину, все поднимают блины вверх.

Игра №2 « Слепи Снежную бабу».

Скоморохи перед началом игры демонстрируют сюжет игры « Слепи снежную бабу»

Каждой команде даётся по три фитбола: большой, средний и маленький. Трое участников по очереди катят фитбол до определенного места и «лепят» снеговика. Остальные участники прилепляют снеговику глаза, руки нос и рот и одевают платок.

Игра №3 «Взятие ледяной крепости».

Скоморохи перед началом игры демонстрируют сюжет игры « Взятие ледяной крепости»

Песня:« Богатырская сила!»

Команды из модулей строят невысокую крепость, и перебрасывают друг другу мягкие мячи (снежки).

Гостей блинами угостили,

- Бабу снежную слепили,

Все вместе: Задорно Зиму проводили, теперь мы ждём весну!

14.40 – 15.15 - Завершение праздничных гуляний во дворе школы

Дети, учителя, родители выходят во двор школы, на котором установлено чучело.

Предлагается в завершении праздника массовый танец- флешмоб на песню «Пых-пых самовар» в исполнении театра -студии «Непоседы» слова Юрия Энтина, музыка Давида Тухманова.

Выступающие: все участники праздника.

Торжественное сжигание чучела.

Совместное исполнение народной песни «Гори-гори ясно!»



▫ )) Пример: гр-н Г. На протяжении нескольких часов употреблял спиртное у себя в доме (и пришёл домой уже нетрезвым). Всё это время в доме находилась его мать. Он куражился: заставлял её переключать каналы на телевизоре; усадил на стул и запрещал двигаться на протяжении нескольких часов; ДЕМОНСТРИРОВАЛ кухонный нож, поднося его к лицу и телу матери; при этом сообщал, что сейчас изрежет её на куски, если она не будет подчиняться его требованиям или вздумает возражать. Это не всё. В оконцовке он заявил, что сейчас повесит её, приказал её `подготовиться` к этому и пошёл за веревкой. Увидев, что он действительно возвращается С ВЕРЁВКОЙ, женщина сбежала из дома. Г. бросился вдогонку, прихватив нож. Вопил на всю улицу, что догонит её и `завалит`. Женщина вбежала в один из соседских домов, захлопнув за собой дверь. Г. стал ломится в дверь и молотить по ней ножом. Через некоторое время ему надоело, после чего он ушёл домой и лёг спать. ================= Итог: помимо ст. 119 получил и ст. 213 УК РФ (Хулиганство). Н., во время совместного распития с М. После возникшей словесной перепалки, инициатором которой являлся Н., он схватил со стола вилку. Зубцами вилки надавил на шею М., не отпуская вилку и неоднократно высказал намерения прикончить М. прямо за столом. После того, как М. вынужденно `замял` неприятный разговор, Н. вилку убрал. Но даже этого короткого промежутка времени Н., который известен как человек вспыльчивый, особенно в состоянии алкогольного опьянения - `влетел` в ст. 119 УК РФ. Находившаяся рядом в это время сожительница Н помочь ничем бы не смогла: мало того, что она боится пьяного Н. и значительно слабее его физически - Н. её в тот вечер ещё и `поучил жизни`, оттаскав за волосы и пнув несколько раз в присутствии М. ================ Вот таким образом и собираешь весь `пазл` воедино. Я привёл уж `вытяжку` из кипы документов, которые были составлены по этим двум эпизодам...
▫ Папа всегда любит говорить, что учиться нужно и должно у каждого, даже если ты не согласен, в любом случае, ты получишь опыт того, как не стоит действовать.
▫ Не в тему, так.., для размышления. По Макиавелли, `нет необходимости Государю иметь все добродетели (милосердие, преданность, человеколюбие, честность и религиозность), но что действительно необходимо, так это создавать видимость этих качеств. Я осмелюсь сказать, что иметь их и всегда думать о них бесполезное занятие, но показывать, что имеешь их крайне применимо` Николо Макиавелли, `Государь`, 1532 год
▫ Спасибо!
▫ Александр Леонидович, я-то Вас понял. Людям, присутствующим на портале, схема гипотеза-диспозиция-санкция потребует достаточно долгого объяснения. Тем паче, способы собирания доказательств. Нужен `ликбез`, а он, имхо, должен быть как в букваре, на ярких (и неоднозначных) примерах.

Стендовый материал - Масленица

ЛИСТ 2.
От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы.


Во всю Масленицу пекут блины, оладьи.
Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день - блинища, во второй - блины, в третий - блинцы, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

ЛИСТ 3.
Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо нерасколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!


На Масленой неделе выпекались ритуальные блины - олицетворение солнца; девушки водили хороводы,пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. Парни и девушки надевали лучшие одежды.


Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!

ЛИСТ 4.
Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти.


Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали,дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село.


Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело,
изображающее Масленицу.

ЛИСТ 5.

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку.
Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.


Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни,шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели,поездки на лошадях.


ЛИСТ 6.
Среда - лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами.
Родственники навещали друг друга семьями,ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.


Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений.
Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница - тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее
выйдет.


ЛИСТ 7.
Суббота - золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали
и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.


Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями.


Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня,пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Широкая Масленица


Масленица – любимый народный праздник. Каждый год он бывает в разные дни. Приходятся они со второй половины февраля до первых дней марта. Это потому, что начало масленицы, зависит от Пасхи. А время Пасхи тоже меняется из года в год.

Масленица – неделя сырная, мясопустная. Это потому, что мяса не едят. Зато вволю – сыр, сметану, масло и, конечно, блины.

Здравствуй, масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных;

Чтобы слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие.

И блины, и калачи,

К нам в окошко их мечи!

Масленицу называли «широкой», «веселой» и длилась она целую неделю.

Каждый день масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник – встреча.

Встречу масленицы устраивали ребятишки.

Забирались на снежную гору и звали масленицу:

Душа ли ты, моя масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!

Приехала масленица! Приехала масленица!

Любили дети масленицу. Утром делали они соломенную куклу Масленицу. Наряжали ее в сарафан или кафтан, ноги обували в лапти, сажали на салазки, ввозили на гору и скороговоркой причитывали:


Звал-зазывал честной Семик

Широкую Масленицу

К себе в гости на двор.

Вторник – заигрыши.

В этот день дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины: « Подайте широкой масленице!» Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили.

Тетушка, не скупись,

На заигрыши с утра приглашаются девицы и молодцы покататься на горах. Здесь можно было невесту, найти на суженного украдкой взглянуть. Но главное-как можно дальше прокатиться с горы. Потому что катанье на Масленицу не простое, а волшебное. Чем дальше прокатишься, там длиннее вырастит лен в предстоящее лето.

Среда – лакомка .

Тещи приглашали своих зятьев на блины.

Теща ухаживала за зятем,

готовила лучшие блюда,

молодоженов сажали за стол

на почетное место.

Где не было своих молодых,

приглашали родных или соседских – лишь бы счастье в дом принесли.

С этого дня по деревне катались на тройках с бубенцами.

Четверг – разгуляй, широкий-четверг.

В этот день было больше всего развлечений. Начинался масленичный разгул. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Съезжали с гор на санях, лыжах.

Катались на конях по деревне.

Обычно кататься начинали в своей

деревне, потом ехали в другие.

Каждую повозку встречали веселыми кликами, возгласами одобрения, всякий старался украсить ее как можно лучше. В яркий солнечный день улица становилась широкой, пестрой рекой. Ребятишки с торбой бегали по избам и поздравляли с Масленицей. Хозяйки на блюде выносили блины и

деньги. А если кто пожадничает, тому ребята грозили:

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Не дашь пирога –корову со двора.

Пятница - тещины вечерки .

На вечерках уже зятья

угощали блинам своих тещ.

С вечера, в четверг, зять лично

приглашал матушку молодой

жены к себе в гости.

А утром приглашали «зватых» обычно это были дружка или сват. Они еще недавно помогали играть свадьбу. А молодежь всю ночь веселилась: пели, плясали.

Суббота – золовкины посиделки.

В субботу молодая невестка

приглашала к себе золовок-

сестер мужа. Сколько было

новостей! Обо всем надо

было успеть переговорить,

наряды новые рассмотреть

да подарками похвастаться.

Воскресенье – проводы

Масленицы, прощеный

день. В последний раз проезжала Сударня-Барыня по

деревне. Встречали ее смехом, шутками, песнями.

Воскресенье – проводы Масленицы,

прощеный день.

Кукла – Масленица в последний раз проезжала по деревне. За ней шла большая толпа ряженых, все шутили, пели песни, плясали. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Потом девушки и юноши прыгали через костер. Считалось, что так они очистились от зимнего мрака. Вечером встречались родные и близкие. Просили прощения за умышленные и случайные обиды в текущем году. Целовали друг друга и низко кланялись. И не были унизительны эти поклоны и мольбы. Важно было получить прощение, установить или восстановить близкие и сердечные отношения. Ведь дружба и любовь на свете –

выше всего!

Переломная пора.

Масленица – переломная пора. Проводы зимы и встреча весны. Прощание со старым. И радостное ожидание нового. В жизни природы и в жизни людей. Для этот важно всем быть вместе. Поэтому так почитают на Масленице стариков. И так радостно чувствуют в каждом доме молодоженов. Весеннее поминание родичей есть у всех народов. Вот и суббота перед масленицей – родительская. А уж потом – широкая радость всему миру:

Солнцу горячему – костры да горящие колеса на высоких столбах. Гори, свети, грей жарче!

Хозяйкам – удачи в стряпне. Чтобы блины плясали в горшке с опарою, просились на сковороды, а там - и в рот!

Детям, девушкам и молодушкам – долгое катание с высоких гор. И долгие песни. На долгие льны, на шелковые.

Мальчикам, юношам, мужчинам – молодецкие забавы.

Старикам – пряники с узорами и низкое челобитьице.

Однако ж и Маслена не навек достается. Но когда молодым веселье, а старикам – почтенье, тогда и в мире – порядок.